О чем говорят заголовки газеты?

Ни для кого не секрет, что читатель начинает просмотр газеты с заголовка, определяя для себя, с какими материалами стоит ознакомиться в первую очередь, а какие вовсе не открывать. Журналист может найти интересную тему, сенсационные материалы, но без точно определенного заголовка статья вряд ли привлечет внимание читателя. Передать смысл статьи, ее содержание нужно в нескольких словах или одним предложением.

Исследования психологов показали, что 80% читателей уделяют внимание только заголовкам. В подшивках газеты «Время Ямала» было найдено исследование совсем юной северянки, тогда еще ученицы 6 е класса Ямальской школы-интерната, Карины Тохчуковой. И вот что она выяснила…

«Существует несколько определений слова «заголовок». К примеру, словарь В.И. Даля «заголовок» определяет как «выходной лист, первый листок книги или сочинения, где обозначено название его. Заголовком называют также название отдела, главы книги». У С.И. Ожегова дано более узкое: «название какого-нибудь произведения (литературного, музыкального) или отдела его частей».

Заголовок часто сравнивают с витриной и вывеской магазина. Как вывеска и витрина – это обещание, что в магазине можно найти нужный товар, так и заголовок – это обещание, что в статье будет обещанная информация. Поэтому он должен быть достаточно привлекательным, чтобы привлечь внимание читателя, при этом быть честным, иначе обман вызывает раздражение, и читатель перестанет читать издание.

Мною проведено лингвистическое исследование заголовков, материалом послужили тексты и заголовки газеты «Время Ямала»/«Правда тундры» (старое название газеты) за июнь 1989 г., апрель 1993 г., март-апрель 2016 года.

Заголовок — это имя текста. Существует множество классификаций заголовков. Я рассмотрела классификацию Г.С. Мельника и А.П. Тепляшиной, в которой выделяются заголовки: 1) заголовок-хроника (дублирует новость), 2) заголовок-«бегущая строка» (в качестве заголовка начало статьи, переходящее в текст), 3) заголовок-резюме (комментирует событие), 4) заголовок-цитата.

В исследуемых заголовках активно используются заголовок-хроника (78 раз): например, «Проблемы остаются…», «Нет на земле добрее слова», «Об улучшении жилищных условий», «Плоды субботника радуют глаз», «С юбилеем, Ямальский район!»; редко — заголовок-цитата (5 раз и только в публикациях 2016 г.): например, «Я просто счастливая женщина», «Ах, Алтай – дивный край», «Мой поселочек маленький…») и заголовок-резюме (2 раза, в «Правде тундры» отсутствует): например, «Ямальская лыжня», «Встреча юных олимпийцев»), а заголовок-«бегущая строка» во всех газетах не использовался вообще.
Самый распространенный заголовок – это заголовок-хроника, в котором сообщается о самом главном. Журналист активно использует такой заголовок, ведь новость должна как можно быстрее дойти до читателя.

Русский язык необычайно богат выразительными средствами, и эти средства существуют на всех уровнях языка, особенно — на лексическом. Уметь грамотно писать и говорить совершенно необходимо, чтобы быть образованным, культурным человеком. Но, для того чтобы выразить свои мысли полностью, передать их так, чтобы другие поняли именно то, что вы хотели сказать, одной грамотности мало. Для этого необходимо, чтобы ваша речь была не только грамотной, но и выразительной.

Анализ исследуемых мною заголовков показал, что в них активно используются эпитеты (58 раз). Например, «Выбираем здоровую диету», «Самый душевный праздник», «День призывника в Новом Порту», «Человек удивительной судьбы», «На бескрайних просторах тундры», «Закаленные ветрами», «Богдашкино – национальный поселок»).

Предпочтение отдается и газетным штампам (33 раза). Например, «О кадровом обеспечении экономических реформ», «Декада напряженной работы», «Будет ли именной закон о Ямало-Ненецком округе?», «О десятой сессии горсовета», «Покончить с безвластием!», «И опять – съезд…»). Отметим, эпитеты активно используются в публикациях 2016 г., редко – в остальных изданиях.

Ирония в заголовках присутствует во всех изданиях: 1 раз в текстах 2016 г., («Будьте здоровы, врачи!»), 4 раза в публикациях 1993 г. («Как распорядиться ваучером, или, зачем нужны инвестиционные фонды, и кто гарантирует их надежность?», «Сегодня мы молоды, здоровы. А завтра?», «Чем завершится съезд? Вряд ли добром…?», «Удастся ли навести порядок?»), 3 раза – в изданиях 1989 г. («За что льготы?», «Возможно ли сосуществование?», «Кто же должен контролировать?»).

В газетных заголовках 2016 г. также используются такие выразительные средства, как метафора: «Без музыки нет счастья…», «…Горький след в книгах», «Нефть уходит по новому пути», сравнение — «Дитятко – что тесто: как замесили, так и выросло», гипербола – «История района — в истории страны», «От мастерских до комбината».

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. Отсюда преобладание газетных штампов, редкое использование выразительных средств. Заголовки публикаций изданий 2016 года эмоционально окрашенные, активно используются выразительные средства, нет иронии, мало газетных штампов, преобладают эпитеты, метафора, гипербола. Авторы заголовков полны творчества, свободны в своих замыслах.

Так как заголовок должен быть легко читаемым, во всех газетных изданиях в заголовках используются простые синтаксические конструкции: простые предложения (84 раза), реже – словосочетания (26 раз), сложные предложения (6 раз) используются очень редко.
Сравнивая газетные заголовки «Время Ямала» разных времен, заметила, что изменения в языке — это последствия изменения нашего общества. Мы должны знать, как меняется русский язык, какие последствия от этих изменений могут произойти, чтобы сохранить одно из самых главных достояний русского народа — язык. Гордость нации», — написала ученица.

И сколько бы не прошло времени, и как бы не менялось общество, газетные заголовки не теряют своей актуальности. В современном мире роль печатных изданий и их востребованность среди разновозрастной аудитории, к сожалению, падает, поэтому стремление редакторов газет, журналов к привлечению читателей, несомненно, возрастает. Использование красочных и оригинальных заголовков дает автору возможность привлечь читательское внимание. Сухие газетные заголовки пусть и имеют право на существование. Но наличие интересных, цепляющих заголовков значительно увеличивает ее ценность, что повышает актуальность и значимость печатных изданий среди нас, читателей!

Валентина Ноженникова

Борьба с природой

В Ямальском районе количество выпавших осадков превышает месячную норму. Снегопады и метели становятся причиной многих проблем. Село Салемал практически без остановки проводит обширную работу по уборке снега и очистке дорог.

Они первыми реагируют на зов о помощи

30 апреля свой профессиональный праздник отмечает одна из самых жизненно необходимых служб быстрого реагирования – пожарная охрана. В Ямальском районе это 165 грамотно и...

Всё началось с обычного магнитофона

Творческие люди отличаются от других своим стремлением к самовыражению и оригинальности. Они не боятся быть уникальными и отличаться от общепринятых норм. Их цель – найти своё собственное место в мире и продемонстрировать свою индивидуальность через своё мастерство. Такие люди обладают высокой степенью мотивации и страстью к своему творчеству. Они настойчивы и готовы вложить в свои проекты всю свою энергию и время. Эта страсть позволяет им преодолевать трудности, проблемы и добиваться ошеломляющих результатов.

Он улетел, но обещал вернуться

В Салехарде завершился ежегодный конкурс представителей СМИ «Летящий голубь-2024». В числе победителей и Ямальский район «Летящий голубь» в этом году вернулся обновлённым после трёхлетнего перерыва....

Вчера, сегодня и завтра – от первого лица

На 37 заседании Думы Ямальского района первого созыва Андрей Николаевич рассказал о большой работе по реализации государственных, региональных и муниципальных прог-рамм, направленных на повышение качества жизни населения Ямальского района.