За аргишем вслед

С наступлением каникул воспитанники школы-интерната отправляются в тундру с важной миссией – подготовить малышей к первому классу

В недавнем времени учащиеся 8а класса Ямальской школы-интерната отправились в тундру не только отдыхать, но и попробовать себя в роли «педагогов Кочевой школы», закрепить полученные теоретические и практические знания, для подготовки малышей к первому классу.

Волонтёров обеспечили портфелями первоклассников, туда вложили необходимые канцелярские принадлежности, рабочие печатные тетради, прописи, сказки с иллюстрациями.

Важно отметить, ежегодно кочевые группы помогают тундровым детям подготовиться к школе. Кочевая школа – особый тип общеобразовательной школы, приспособленный к местным условиям Крайнего Севера и получивший распространение в 20-30 годы прошлого века. Основная цель – сделать школу доступной для детей кочевников. Деятельность кочевых школ представляет собой определенный этап в развитии системы народного образования в условиях Крайнего Севера. В годы становления школы открывались для детей, а вечером – для взрослого населения в целях ликвидации безграмотности.

В настоящее время отличительной особенностью дошкольного образования Ямальского района является функционирование на его территории круглогодичных и сезонных кочевых групп.

В целях организации предшкольной подготовки детей дошкольного возраста в местах кочевий с 2017 года проводится акция «Готовимся к школе». Сегодня образовательные организации района продолжают направлять волонтёров в тундру для обучения младших родственников.

Юные «учителя», как правило, едут в свои стойбища на время летних каникул, где проводят образовательный процесс, направленный на изучение азов грамоты среди младших братьев, сестёр и соседей по стойбищу. Вооружившись нехитрым учебным скарбом (учебными пособиями и канцелярскими принадлежностями) ученики школы-интерната организуют учебную программу прямо в чуме.

Стоит отметить, что ребята весьма ответственно относятся к своей просветительской миссии, сей факт подтверждают производственные дневники практики, где прописан ежедневный план занятий. По приезду тундровые волонтёры отчитываются о проделанной работе, и успехах своих подопечных. Без сомнений подобная важная деятельность младших школьников вносит весомый вклад в образование детей из числа коренного населения. При поступлении в первый класс тундровые дети демонстрируют неплохие начальные знания владения русским языком, письмом и счётом.

Организованы обучающие программы по подготовке тундровиков и в дошкольных образовательных организациях муниципалитета. Так, в 2019 году на базе детского сада «Солнышко» работали пять таких групп, ведущих воспитательную работу деятельность на протяжении года. Тундровые воспитатели каслают вместе с оленеводами по территории всего полуострова: обучают ребятишек грамоте, письму и счёту. Кроме того, сотрудники дошкольного образования оказывают услуги по уходу и присмотру за самими маленькими жителями тундры.

– Необходимость создания кочевых группы была вызвана несколько лет назад, в связи с закрытие «нулевых классов». Образовательный процесс тундровых детей решено было продолжить при помощи сотрудников ярсалинского детского сада «Солнышко». Сегодня воспитатели кочевых групп осуществляют круглогодичный образовательный процесс среди детей оленеводов, – комментируют специалисты по дошкольному образованию департамента образования Ямальского района.

Самим ребятам работа в качестве педагогов, что называется по душе. Благодаря ей они не только помогают младшим освоить гранит науки, но и определяются с будущей профессией. И, возможно, в будущем, кто-то из них выберет для себя профессию учителя.

– Я летом занималась со своей сестрёнкой. Я учила Августину держать ручку и правильно писать. У меня была тетрадь, там написано, что нужно было делать каждый день. Я читала сказки, показывала картинки, рисовали и срисовывали. А осенью показывала учителю, чем занималась в тундре с сестрёнкой, чему я её научила, – рассказывает Яна Яунгад, юный кочевой «учитель».

Несколько лет на базе МБДОУ «Мыскаменский детский сад» действует «Сезонная кочевая группа кратковременного пребывания». В рамках подготовки тундровых детей к школе педагоги используют весь полученный методический и художественный материал. Сотрудник детского сада проводит занятия по пяти направлениям: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Отдельным пунктом в учебной программе стоит работа по привитию культурно-гигиенических навыков.

Как правило, в работе педагоги ориентируются на запросы и уровень развития подопечных. В ходе занятий используются различные виды игр, в том числе и национальные. Игры наиболее понятны и доступны детям дошкольного возраста, а потому являются наиболее приоритетной формой организации учебного процесса, позволяющей каждому ребенку наиболее полно проявить любознательность, активность, интерес к процессу.

Также в рамках уроков происходит приобщение детей к традиционному укладу жизни: промыслам, национально-прикладному творчеству коренных малочисленных народов Крайнего Севера. Весь образовательный процесс строится на родном языке с постепенным приобщением тундровых ребят к изучению русского языка.

– Прошлым летом учил младшего брата. Сейчас он уже ходит в подготовительную группу. Мы всё лето занимались уроками. Когда дождь на улице был, мы в чуме сидели, занимались правописанием. Когда наступала хорошая погода – ходили по тундре, рассматривали тундровые растения и кустарники. Помогая отцу следить за животными, считали их количество, таким образом осваивали с братом – счёт. Заниматься с младшим братом мне понравилось, это очень интересно и увлекательно, а главное полезно для него самого, – рассказывает Дмитрий Вануйто, ученик 8 класса школы-интерната.

Немало сил и терпения стоит ребятам участие в просветительской акции. Нелёгкая это работа – каслать за аргишем по многочисленным пастбищам, но работа эта благородная и важная, которая, несомненно, приносит поистине важный результат, и служит на благо отечественного образования.

Оксана Степанова

Зима покажет

В Новом Порту завершились ремонтные работы крыши дома по адресу ул. Советская, д. 21. Этот дом уже неоднократно подвергался обновлениям: в прошлом году здесь заменили полы на первом этаже и установили новые окна, а этой осенью пришёл черёд крыши.

Две победы у добровольца из села Яр-Сале

Она получила сразу две награды, продемонстрировав высокий профессионализм и огромное стремление к улучшению жизни в своём регионе.

Коммунальщики начеку

Этот вид работ входит в стоимость её услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию. УК отвечает за трубы и стояки водоснабжения до первого отключающего устройства или до первого спаянного соединения внутри квартиры. Если трубу прорвало до вентиля, чинить будет УК. Если протечка случилась после вентиля, все расходы по ремонту ложатся на плечи жильцов. Обычно перечень общедомового имущества, за которым должна следить УК, включён в договор.

В Сеяхе растят ямальских химиков

Школьники самого северного учебного заведения с удовольствием занимаются по компетенции «Лаборант химического анализа». Что узнали сеяхинские ребята, чем занимаются на занятиях, узнаете в статье.

Навигатор будущего

Для учащихся 10 и 9б классов появилась уникальная возможность посетить Мыскаменский Дом культуры, где они смогли погрузиться в увлекательный мир клубной работы, где каждый день насыщен творчеством и новыми открытиями.