Сохранить наследие предков

Учитель родного языка – это не просто педагог, а настоящий хранитель культурного наследия северян, проводник и помощник в сохранении национальной языковой культуры

Владение родным языком актуальная проблема современности. Сохранение родного языка стало головной болью не только всей России, но и Ямала. Среди коренного населения Севера становится всё меньше и меньше носителей, особенно среди подрастающего поколения. Один из способов исправить ситуацию – система образования. Главные помощники в этом деле – педагоги. Один из таких – учитель ненецкого языка Панаевской школы-интерната Надежда Сэромовна Хороля (на снимке). Женщина посвятила работе 35 лет, и не понаслышке знает, как важно сохранить главное наследие северян – родной ненецкий язык.

– У ненцев пока нет катастрофической проблемы, тундровые дети говорят на своём языке, но, когда наблюдаешь за ними, между собой они чаще общаются на русском, а раньше, ещё лет десять назад, на переменах, на улице или в интернате, говорили исключительно на ненецком языке. Есть тундровые дети, которые приезжают сейчас в школу и говорят только на русском языке, и это очень плохо. Пока в нашей школе на родной язык отводится 2 часа, а на литературу – 1 час. Со временем часы будут сокращаться. В поселковых классах выбирают родной (русский) язык, так как многие уже не знают своего языка, – рассказывает педагог.

35 лет Надежда Хороля в Панаевской школе-интернате. Преподаёт родной (ненецкий) язык и литературу на высоком научно-теоретическом и методическом уровне. Основой учебного процесса учитель считает принцип коммуникативности, поэтому на каждом уроке создаёт мотивацию общения, тщательно подбирает лексико-грамматические упражнения. Как представитель коренного населения педагог прекрасно владеет всеми тонкостями грамматики и лексики родного языка.

– Ненецкий язык – это мой родной материнский язык, на котором я говорю с детства. Когда училась в Белоярской школе, у нас не было уроков родного языка. Но мы всё время говорили на нём, нам не запрещалось. Тундровая жизнь мне очень нравилась, думала, что после школы поеду в тундру, и в тоже время было интересно посмотреть «другой» мир. Решила так, поступлю, а в тундру смогу вернуться в любое время. Поступив дальше, выяснилось, что существует и письменный родной язык, который меня очень заинтересовал, – вспоминает Надежда Сэромовна.

В 1983 году педагог окончила полный курс Салехардского педагогического училища имени Зверева по специальности преподавание в начальных классах общеобразовательной школы. А в 1987 году завершила учёбу в государственном педагогическом институте имени А.И. Герцена. После окончания обучения приехала в Панаевскую школу-интернат. Начала свою карьеру как учитель родного языка и воспитатель группы продлённого дня. 1 сентября 2000 года перешла на должность учителя родного языка.

– Родной язык тогда изучали только в начальной школе. Первых учеников своих помню. Все они прекрасно говорили на ненецком языке, даже дети-ханты. Разговорный язык их был богат. На уроках внимательно слушали, много стихов учили наизусть, отвечали громко. Преподавала им грамматику ненецкого языка и учила читать, а это сложно, нужно было учитывать гортанные смычные на стыках слов, без этого не будет правильного ненецкого произношения, – отмечает педагог.

Надежда Сэромовна уверена, изучение родного языка – один из основных элементов формирования всесторонне развитой личности, так как родной язык – это основа существования коренного народа Севера. Ненецкий язык и ненецкая литература – главная ценность ненцев. Работая над этой проблемой, панаевский учитель вооружает учащихся необходимыми знаниями, в конечном счёте добиваясь их высокой успеваемости.

На уроках ненецкого языка и литературы общая успеваемость воспитанников педагога за все годы равняется 100%, качественная успеваемость составляет – 70% – 80%. Результаты ОГЭ по родным языкам среди воспитанников за 2016-2017 – достигли 61% качества, а в 2021-2022 годы уже – 91%.

Педагог несколько лет является апробатором учебных пособий по родному (ненецкому) языку и родной (ненецкой) литературе. Панаевский учитель является организатором Диктанта на языках коренных малочисленных народов Севера ЯНАО «Язык наш веками отточен». С каждым годом участников диктанта становится всё больше.

Много лет женщина являлась руководителем кружка «Наш край родной». В рамках предпрофильного обучения вела программу по технологии «Северная мастерица». Дополнительный курс рукоделия – ничто иное как поддержание у учащихся уважения к своей уникальной культуре и родному языку. Изготовленные на занятиях кружка изделия теперь являются экспонатами краеведческого школьного музея.

За годы работы в школе, у учителя накопилось много грамот, дипломов, сертификатов, благодарностей, благодарственных писем муниципального, окружного, российского уровней, всех и не перечислить. Пожалуй, самая значимая награда – Почётная грамота Министерства образования и науки РФ.

Хороший педагог – это вечный студент. Для того, чтобы идти в ногу с образовательным процессом нужно много времени уделять постоянному саморазвитию.

– Педагог должен учиться. Каждый год участвую в конференциях и форумах. В последние годы в связи с пандемией коронавируса участие в них бывает заочное, дистанционное, повышаю свой профессиональный уровень, прохожу педагог и курсы повышения квалификации учителей и экспертов по проверке экзаменационных работ. Без всего этого невозможна работа педагога, особенно родного ненецкого языка, – отмечает учитель Панаевской школы-интерната. 

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период 2022-2032 годов Международным десятилетием языков коренных народов. Десятилетие объявлено с целью привлечь внимание к проблеме утраты языков коренных народов и необходимости их сохранять. В ямальских школах делается всё возможное, чтобы решить проблему, а педагоги, в свою очередь, делают всё от них зависящее, чтобы сохранить хрупкое языковое наследие коренного населения Крайнего Севера.

– Наши дети, как и все дети Ямала участвуют ежегодно в региональных олимпиадах по родным языкам. В конкурсах чтецов «Лапцуевские чтения». В диктантах на языках коренных народов. Девятиклассники по выбору сдают экзамен по родному языку, результаты зачастую хорошие. Также проводятся уроки и внеклассные мероприятия в рамках Недели родного края и родного языка. В течение учебного работает кружок «Краеведение. В кружке готовимся к олимпиадам, конкурсам, изучаем традиции, обычаи, сказки, работаем над загадками. В общем, стараемся сделать всё от нас зависящее, чтобы дети не забывали язык предков. Хранили и передавали детям – самое ценное и главное наследие своего народа, – говорит Надежда Сэромовна.

Оксана Степанова

Древо жизни

В уютном домике Города мастеров состоялась значимое мероприятие активных участников, которое организовал Дом культуры «Яля Сэв». Встреча была приурочена к Дню толерантности и собрала людей, которые знают и ценят традиции, язык и культуру коренных жителей.

Зима покажет

В Новом Порту завершились ремонтные работы крыши дома по адресу ул. Советская, д. 21. Этот дом уже неоднократно подвергался обновлениям: в прошлом году здесь заменили полы на первом этаже и установили новые окна, а этой осенью пришёл черёд крыши.

Две победы у добровольца из села Яр-Сале

Она получила сразу две награды, продемонстрировав высокий профессионализм и огромное стремление к улучшению жизни в своём регионе.

Коммунальщики начеку

Этот вид работ входит в стоимость её услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию. УК отвечает за трубы и стояки водоснабжения до первого отключающего устройства или до первого спаянного соединения внутри квартиры. Если трубу прорвало до вентиля, чинить будет УК. Если протечка случилась после вентиля, все расходы по ремонту ложатся на плечи жильцов. Обычно перечень общедомового имущества, за которым должна следить УК, включён в договор.

В Сеяхе растят ямальских химиков

Школьники самого северного учебного заведения с удовольствием занимаются по компетенции «Лаборант химического анализа». Что узнали сеяхинские ребята, чем занимаются на занятиях, узнаете в статье.