Учитель родного языка – это не просто педагог, а настоящий хранитель культурного наследия северян, проводник и помощник в сохранении национальной языковой культуры
Владение родным языком актуальная проблема современности. Сохранение родного языка стало головной болью не только всей России, но и Ямала. Среди коренного населения Севера становится всё меньше и меньше носителей, особенно среди подрастающего поколения. Один из способов исправить ситуацию – система образования. Главные помощники в этом деле – педагоги. Один из таких – учитель ненецкого языка Панаевской школы-интерната Надежда Сэромовна Хороля (на снимке). Женщина посвятила работе 35 лет, и не понаслышке знает, как важно сохранить главное наследие северян – родной ненецкий язык.
– У ненцев пока нет катастрофической проблемы, тундровые дети говорят на своём языке, но, когда наблюдаешь за ними, между собой они чаще общаются на русском, а раньше, ещё лет десять назад, на переменах, на улице или в интернате, говорили исключительно на ненецком языке. Есть тундровые дети, которые приезжают сейчас в школу и говорят только на русском языке, и это очень плохо. Пока в нашей школе на родной язык отводится 2 часа, а на литературу – 1 час. Со временем часы будут сокращаться. В поселковых классах выбирают родной (русский) язык, так как многие уже не знают своего языка, – рассказывает педагог.
35 лет Надежда Хороля в Панаевской школе-интернате. Преподаёт родной (ненецкий) язык и литературу на высоком научно-теоретическом и методическом уровне. Основой учебного процесса учитель считает принцип коммуникативности, поэтому на каждом уроке создаёт мотивацию общения, тщательно подбирает лексико-грамматические упражнения. Как представитель коренного населения педагог прекрасно владеет всеми тонкостями грамматики и лексики родного языка.
– Ненецкий язык – это мой родной материнский язык, на котором я говорю с детства. Когда училась в Белоярской школе, у нас не было уроков родного языка. Но мы всё время говорили на нём, нам не запрещалось. Тундровая жизнь мне очень нравилась, думала, что после школы поеду в тундру, и в тоже время было интересно посмотреть «другой» мир. Решила так, поступлю, а в тундру смогу вернуться в любое время. Поступив дальше, выяснилось, что существует и письменный родной язык, который меня очень заинтересовал, – вспоминает Надежда Сэромовна.
В 1983 году педагог окончила полный курс Салехардского педагогического училища имени Зверева по специальности преподавание в начальных классах общеобразовательной школы. А в 1987 году завершила учёбу в государственном педагогическом институте имени А.И. Герцена. После окончания обучения приехала в Панаевскую школу-интернат. Начала свою карьеру как учитель родного языка и воспитатель группы продлённого дня. 1 сентября 2000 года перешла на должность учителя родного языка.
– Родной язык тогда изучали только в начальной школе. Первых учеников своих помню. Все они прекрасно говорили на ненецком языке, даже дети-ханты. Разговорный язык их был богат. На уроках внимательно слушали, много стихов учили наизусть, отвечали громко. Преподавала им грамматику ненецкого языка и учила читать, а это сложно, нужно было учитывать гортанные смычные на стыках слов, без этого не будет правильного ненецкого произношения, – отмечает педагог.
Надежда Сэромовна уверена, изучение родного языка – один из основных элементов формирования всесторонне развитой личности, так как родной язык – это основа существования коренного народа Севера. Ненецкий язык и ненецкая литература – главная ценность ненцев. Работая над этой проблемой, панаевский учитель вооружает учащихся необходимыми знаниями, в конечном счёте добиваясь их высокой успеваемости.
На уроках ненецкого языка и литературы общая успеваемость воспитанников педагога за все годы равняется 100%, качественная успеваемость составляет – 70% – 80%. Результаты ОГЭ по родным языкам среди воспитанников за 2016-2017 – достигли 61% качества, а в 2021-2022 годы уже – 91%.
Педагог несколько лет является апробатором учебных пособий по родному (ненецкому) языку и родной (ненецкой) литературе. Панаевский учитель является организатором Диктанта на языках коренных малочисленных народов Севера ЯНАО «Язык наш веками отточен». С каждым годом участников диктанта становится всё больше.
Много лет женщина являлась руководителем кружка «Наш край родной». В рамках предпрофильного обучения вела программу по технологии «Северная мастерица». Дополнительный курс рукоделия – ничто иное как поддержание у учащихся уважения к своей уникальной культуре и родному языку. Изготовленные на занятиях кружка изделия теперь являются экспонатами краеведческого школьного музея.
За годы работы в школе, у учителя накопилось много грамот, дипломов, сертификатов, благодарностей, благодарственных писем муниципального, окружного, российского уровней, всех и не перечислить. Пожалуй, самая значимая награда – Почётная грамота Министерства образования и науки РФ.
Хороший педагог – это вечный студент. Для того, чтобы идти в ногу с образовательным процессом нужно много времени уделять постоянному саморазвитию.
– Педагог должен учиться. Каждый год участвую в конференциях и форумах. В последние годы в связи с пандемией коронавируса участие в них бывает заочное, дистанционное, повышаю свой профессиональный уровень, прохожу педагог и курсы повышения квалификации учителей и экспертов по проверке экзаменационных работ. Без всего этого невозможна работа педагога, особенно родного ненецкого языка, – отмечает учитель Панаевской школы-интерната.
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период 2022-2032 годов Международным десятилетием языков коренных народов. Десятилетие объявлено с целью привлечь внимание к проблеме утраты языков коренных народов и необходимости их сохранять. В ямальских школах делается всё возможное, чтобы решить проблему, а педагоги, в свою очередь, делают всё от них зависящее, чтобы сохранить хрупкое языковое наследие коренного населения Крайнего Севера.
– Наши дети, как и все дети Ямала участвуют ежегодно в региональных олимпиадах по родным языкам. В конкурсах чтецов «Лапцуевские чтения». В диктантах на языках коренных народов. Девятиклассники по выбору сдают экзамен по родному языку, результаты зачастую хорошие. Также проводятся уроки и внеклассные мероприятия в рамках Недели родного края и родного языка. В течение учебного работает кружок «Краеведение. В кружке готовимся к олимпиадам, конкурсам, изучаем традиции, обычаи, сказки, работаем над загадками. В общем, стараемся сделать всё от нас зависящее, чтобы дети не забывали язык предков. Хранили и передавали детям – самое ценное и главное наследие своего народа, – говорит Надежда Сэромовна.
Оксана Степанова