Памятники духовной культуры ненцев

На Ямале – в этом суровом и загадочном крае, есть священные места, которые продолжают привлекать внимание людей. В древние времена местные жители приходили сюда, чтобы попросить у духов здоровья, удачи и защиты

Другие народы ходят в церковь или храм, чтобы молиться, а у ненцев есть свои священные места. Они отмечены в старых рассказах и имеют особое значение. Ненцы искренне верят, что в необычных предметах может быть магическая сила.

Священное место, как правило, заметно издалека, например, возле камня необычной формы, на вершине сопки или на берегу озера. Эти места очень важны для жителей Ямала. Они связывают их жизнь с древними историями и религией. Священные места – это культовые объекты и памятники духовной культуры, которые появились давно и почти не меняются.

Для того, чтобы попросить у духов защиты, издревле оленеводы приносили в жертву оленей и медведей, а кровь животных до сих пор можно увидеть на фигурах идолов. Эти места имеют особое значение для местных жителей, которые верят, что они помогают людям независимо от их вероисповедания и национальности. Однако они требуют к себе особого отношения и уважения. Можно не верить в их силу, но идолы – это уникальные памятники традиционной культуры и истории, которые привлекают туристов и учёных.

Мы расскажем о пяти самых известных священных местах на Ямале, некоторые из которых находятся на территории Ямальского района и по сей день хранят тайны древних обрядов и ритуалов.

Гора и сухое дерево

В двух километрах от посёлка Салемал находится священное место, которое местные жители называют Большая гора. На вершине горы стоит высохшее дерево, на ветвях которого висят черепа оленей и разноцветные ленты. На земле можно увидеть множество черепов животных. Сюда приходили коренные жители с просьбами и дарами для богов. Хотя свежих жертвоприношений здесь давно не было, местные жители до сих пор украшают культовое дерево лентами и оставляют монеты. Некоторые приезжие жители посёлка с опаской обходят Большую гору, а дети в прошлом собирали на священном месте монеты, оставленные духам.

Охранник оленей и большой жертвенник 

Ещё одна святыня находится на острове Белый, на мысе Малыгина. Исследователи считают, что это место, посвящённое хозяину и охраннику оленей, уже давно не посещалось людьми. Здесь приносили в жертву белых медведей и белых оленей. Их шкурами покрывали центрального идола. В прошлом на этом месте можно было найти много черепов животных и старых сгнивших шкур, а в центре ритуального места была сложена целая гора из черепов. К рогам оленей были привязаны разноцветные ленты, а среди подношений были металлические предметы, такие как топоры и гвозди.

Ямальские ворота

Одной из главных святынь ненцев считается Сэр Ири на острове Белый. Ненцы называют его островом Белого Старика. С древних времён этот остров считался воротами на Ямал. Священное место находится в глубине острова, примерно в 30 километрах от пролива Малыгина. В центре возвышается двухметровая деревянная фигура Сэра Ири, а вокруг разбросаны брёвна, которые, возможно, были идолами. Подобную фигуру Сэра Ири можно увидеть в священных нартах ненцев по всему Ямалу. При жертвоприношении на фигуру надевали шкуру оленя или медведя.

Богиня края земли

Практически на самом севере полуострова Ямал находится священное место Ямал хэхэ. Оно расположено между реками Хэяха и Халяяха. Этому памятнику присвоен статус объекта культурного наследия региона. Это святилище высшего уровня, которое считается главным в регионе.

Рядом находятся семь священных мест, относящихся к разным ненецким родам. На каждом из них есть фигуры идолов, на лицах которых видна оленья кровь. На жертвенниках также сохранились части священных нарт и шестов, стволы лиственниц, оленьи черепа с рогами и черепа медведей, шкурки песцов, бубны и колотушки умерших шаманов.

Кроме ритуальных жертвоприношений, можно было приносить в дар цветные ленты и металлические предметы. Позже туристы увозили их с сакрального места, оставляя что-то взамен. Ненцы считают, что со временем эти предметы обретают священную силу. По традиции, с сакрального места можно взять культовый атрибут, который будет служить амулетом, защищая своего владельца от бед и болезней, но с условием, что через три года этот предмет будет возвращён на место.

Однако посетить это святилище могут только мужчины. Те, кто хочет совершить паломничество, должны иметь серьёзные причины для визита. Чтобы добраться до ямальской святыни, нужно найти проводника – хранителя этого места.

Чум со свежей кровью

Как мы видим, большинство сакральных мест приходится на территорию Ямальского района. Но одно из мест, обладающее магической силой располагается в Пуровской районе. Юрибей хэхэ я – находится в нескольких километрах от фактории Тарко-Сале. Оно похоже на большой чум, который можно увидеть издалека.

На культовом месте возвышается гора черепов, повсюду разбросаны стеклянные предметы и разноцветные лоскуты ткани. В недавнем времени археологи на этом месте обнаружили следы свежих жертвоприношений.

Оксана Степанова

Зелёный наряд

В селе Салемал продолжается работа по благоустройству общественных территорий В сентябре на улицах и в парках было высажено 1000 саженцев различных деревьев: берёз, рябин, ольхи...

Слова благодарности

Наш друг и наставник В Ямальской школе работает много прекрасных педагогов. Но мы хотим рассказать об Ольге Николаевне Пономарёвой. Она – учитель НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. Учила...

Это была первая пятёрка, которая дала стимул

Каждый год наша страна отмечает значимый и ценный праздник для всех людей. В этот особенный день мы выражаем благодарность нашим учителям, ведь именно они открывают двери в мир знаний, учат нас не только предметам, но и жизненным урокам, помогают в разных жизненных ситуациях.

Профессиональная премия

Гимаева Татьяна Михайловна – педагог высшей квалификационной категории со стажем работы в системе образования 21 год.

Профессия на вес золота

Преподаватели делятся информацией и прививают нравственные и культурные принципы, сохраняя мудрость прошлых лет.