С наступлением каникул воспитанники школы-интерната отправляются в тундру с важной миссией – подготовить малышей к первому классу
В недавнем времени учащиеся 8а класса Ямальской школы-интерната отправились в тундру не только отдыхать, но и попробовать себя в роли «педагогов Кочевой школы», закрепить полученные теоретические и практические знания, для подготовки малышей к первому классу.
Волонтёров обеспечили портфелями первоклассников, туда вложили необходимые канцелярские принадлежности, рабочие печатные тетради, прописи, сказки с иллюстрациями.
Важно отметить, ежегодно кочевые группы помогают тундровым детям подготовиться к школе. Кочевая школа – особый тип общеобразовательной школы, приспособленный к местным условиям Крайнего Севера и получивший распространение в 20-30 годы прошлого века. Основная цель – сделать школу доступной для детей кочевников. Деятельность кочевых школ представляет собой определенный этап в развитии системы народного образования в условиях Крайнего Севера. В годы становления школы открывались для детей, а вечером – для взрослого населения в целях ликвидации безграмотности.
В настоящее время отличительной особенностью дошкольного образования Ямальского района является функционирование на его территории круглогодичных и сезонных кочевых групп.
В целях организации предшкольной подготовки детей дошкольного возраста в местах кочевий с 2017 года проводится акция «Готовимся к школе». Сегодня образовательные организации района продолжают направлять волонтёров в тундру для обучения младших родственников.
Юные «учителя», как правило, едут в свои стойбища на время летних каникул, где проводят образовательный процесс, направленный на изучение азов грамоты среди младших братьев, сестёр и соседей по стойбищу. Вооружившись нехитрым учебным скарбом (учебными пособиями и канцелярскими принадлежностями) ученики школы-интерната организуют учебную программу прямо в чуме.
Стоит отметить, что ребята весьма ответственно относятся к своей просветительской миссии, сей факт подтверждают производственные дневники практики, где прописан ежедневный план занятий. По приезду тундровые волонтёры отчитываются о проделанной работе, и успехах своих подопечных. Без сомнений подобная важная деятельность младших школьников вносит весомый вклад в образование детей из числа коренного населения. При поступлении в первый класс тундровые дети демонстрируют неплохие начальные знания владения русским языком, письмом и счётом.
Организованы обучающие программы по подготовке тундровиков и в дошкольных образовательных организациях муниципалитета. Так, в 2019 году на базе детского сада «Солнышко» работали пять таких групп, ведущих воспитательную работу деятельность на протяжении года. Тундровые воспитатели каслают вместе с оленеводами по территории всего полуострова: обучают ребятишек грамоте, письму и счёту. Кроме того, сотрудники дошкольного образования оказывают услуги по уходу и присмотру за самими маленькими жителями тундры.
– Необходимость создания кочевых группы была вызвана несколько лет назад, в связи с закрытие «нулевых классов». Образовательный процесс тундровых детей решено было продолжить при помощи сотрудников ярсалинского детского сада «Солнышко». Сегодня воспитатели кочевых групп осуществляют круглогодичный образовательный процесс среди детей оленеводов, – комментируют специалисты по дошкольному образованию департамента образования Ямальского района.
Самим ребятам работа в качестве педагогов, что называется по душе. Благодаря ей они не только помогают младшим освоить гранит науки, но и определяются с будущей профессией. И, возможно, в будущем, кто-то из них выберет для себя профессию учителя.
– Я летом занималась со своей сестрёнкой. Я учила Августину держать ручку и правильно писать. У меня была тетрадь, там написано, что нужно было делать каждый день. Я читала сказки, показывала картинки, рисовали и срисовывали. А осенью показывала учителю, чем занималась в тундре с сестрёнкой, чему я её научила, – рассказывает Яна Яунгад, юный кочевой «учитель».
Несколько лет на базе МБДОУ «Мыскаменский детский сад» действует «Сезонная кочевая группа кратковременного пребывания». В рамках подготовки тундровых детей к школе педагоги используют весь полученный методический и художественный материал. Сотрудник детского сада проводит занятия по пяти направлениям: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Отдельным пунктом в учебной программе стоит работа по привитию культурно-гигиенических навыков.
Как правило, в работе педагоги ориентируются на запросы и уровень развития подопечных. В ходе занятий используются различные виды игр, в том числе и национальные. Игры наиболее понятны и доступны детям дошкольного возраста, а потому являются наиболее приоритетной формой организации учебного процесса, позволяющей каждому ребенку наиболее полно проявить любознательность, активность, интерес к процессу.
Также в рамках уроков происходит приобщение детей к традиционному укладу жизни: промыслам, национально-прикладному творчеству коренных малочисленных народов Крайнего Севера. Весь образовательный процесс строится на родном языке с постепенным приобщением тундровых ребят к изучению русского языка.
– Прошлым летом учил младшего брата. Сейчас он уже ходит в подготовительную группу. Мы всё лето занимались уроками. Когда дождь на улице был, мы в чуме сидели, занимались правописанием. Когда наступала хорошая погода – ходили по тундре, рассматривали тундровые растения и кустарники. Помогая отцу следить за животными, считали их количество, таким образом осваивали с братом – счёт. Заниматься с младшим братом мне понравилось, это очень интересно и увлекательно, а главное полезно для него самого, – рассказывает Дмитрий Вануйто, ученик 8 класса школы-интерната.
Немало сил и терпения стоит ребятам участие в просветительской акции. Нелёгкая это работа – каслать за аргишем по многочисленным пастбищам, но работа эта благородная и важная, которая, несомненно, приносит поистине важный результат, и служит на благо отечественного образования.
Оксана Степанова