Традиционные Дни оленеводов в Ямальском районе зародились давно, ещё в период патриархального хозяйствования в оленеводстве
Исторической предпосылкой праздника стали сезонные перекочёвки оленеводов. Места и маршруты касланий вырабатывались многими поколениями тундровых ненцев. В местах пересечения маршрутов и остановок оленеводы встречались два раза в год, перед следующим броском в тундру, на новое место.
ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ
Ноябрьское полнолуние – период религиозно-культовых обрядов, который отмечались массовостью участников. Это были большие праздники. Каждая семья, семьи, род посещали свои почитаемые Священные места. Как правило, они находились на путях кочевий и на традиционное мероприятие отпускался всего один день. К этому празднику готовились и до сих пор готовятся в течение всего года.
Во-первых, это поклонение Всевышнему Богу языческой веры – мольба о милостыне, благосостоянии жизни людей, о достатке природных богатств, как основы жизни людей и всей живности на земле.
Во-вторых, это главное, исчисление во времени для ненцев и возможно и других народов Севера – Новый год. Вся жизнь с оленем. Прошёл отёл, прожили период гнуса, хорошая упитанность оленей, хорошо подготовились к зиме. Новый снег, льдом сковало реки и озёра, начали лов рыбы, песца.
В-третьих, воздать должное Богу, за покровительство, за оленей, жизнь и здоровье и преподнести в дар самое дорогое, видного и приметного оленя.
В этот период оленеводы, охотники и рыбаки информируют друг друга о маршрутах кочевий на зиму. Рассказывают о прибившихся оленях в стада друг к другу.
Более полувека назад, на этих празднествах, молодые люди организовывали спортивные соревнования, в основном с тынзяном. Это метание тынзяна на хорей, метание на дальность – «халку вах», метание на дальность ногой – «нгэ вах» и наконец, бросок пяткой, с кувырком через голову – «еняд вах».
Вообще – метание тынзяна на хорей, как вид соревнований оленеводов означал, что в тундре без тынзяна не выжить. В практике, не можешь поймать оленя, значит, никуда не едешь. Да, не все могут хорошо ловить оленей. Но так повелось, что люди, хорошо владеющие тынзяном, славились как очень уважаемые хозяева своих стад. Такого человека, и так бывало, приглашали ловить оленей, когда спутываются животные в стадах. За такими людьми посылали гонцов. Вот почему метание тынзяна ценилось не меньше, чем гонки на оленьих упряжках.
При наличии времени оленеводы могли организовывать гонки на оленях. Из силовых видов соревнований боролись в перетягивании палки. В это время всегда солнце и лёгкий морозец, и «день чудесный».
ВТОРЫЕ ВСТРЕЧИ
В конце марта, перед перевалом Оби из лесотундровой зоны Надымского района вновь собираются оленеводы. К этому же времени заканчивается охотничий сезон на полевую пушнину.
В новолуние марта, каждая семья оленевода, охотника, рыбака отдают дань и почтение Всевышнему Богу языческой веры. Это разжигается костёр, варится еда для угощения «рилитетов» – священных образов семьи. Благодарение за то, что прожили «тёмное» время года, люди, олени.
Также в это время оленеводы, охотники-промысловики между собой согласовывали весенние, весенне-летние маршруты кочевий. Снабжались продуктами питания, в это же время обменивались товарами и продуктами традиционных промыслов.
Рыба меняется на оленей, новые нарты на оленей и рыбу. А самое главное, март – благоприятное пора для свадеб. Именно весной, когда светло и тепло создаются молодые семьи.
Время, когда родились первые телята, встали на ножки и начинается дальнее массовое движение на просторы Ямальской тундры в Арктическую зону, где в лето будет мало гнуса и жары, обилие зелёного корма.
ПРИШЛА ЦИВИЛИЗАЦИЯ
В начале 19 века, с появлением «большой цивилизации и современных форм и методов содержания и выпаса оленей», государством была поставлена большая задача «сохранение и развитие традиционной, этнической культуры коренных малочисленных народов Севера». Ещё в артельных и колхозных формах хозяйствования в традиционных отраслях народов Севера организуются собрания, где слушают отчёты о хозяйственной деятельности. Организуются соревновательность между хозяйствами, которое длительное время было стимулом повышения производительности труда в трудовых коллективах.
Позже, с реорганизацией старых форм хозяйствования, создались рыбозаводы и совхозы, которые дали начало отсчётам Слётов, Дней оленеводов и охотников Ямальского района. Любимый, долгожданный праздник, как и в далёкие времена, проводится в начале апреля. По погодным условиям этот праздник никогда не отменялся до сегодняшнего дня. Праздник совершенствовали, он стал красочным, любимым жителями поселений и туристами, вкусным, многонациональным, массово спортивным, с большой культурной программой, песнями и танцами разных народов нашей России.
В Сё-яхе, на фактории Яходы кочевое население является основным хранителем и пользователем традиционной культуры. Ненцы, проживающие в Арктической зоне тундры всегда отличались и отличаются от остальных. И сегодня при демонстрации национальной одежды, у женщин можно наблюдать непорочную скромность, ментальную застенчивость, которую жюри не всегда понимают.
Если творчески присмотреться, можно увидеть много оригинального, национального творчества народов, проживающих в Арктической зоне. Именно под жёсткие климатические условия с заботой и любовью создана их одежда. К сожалению, на конкурсах не оценивают технологию выделки шкур, мастерство шитья, национальный колорит орнамента на одежде. Одежда народов ханты, ненцов южного Ямала очень сильно разнится с одеянием ненцев северной части Ямальского полуострова. Для молодых людей это красота не поддельная.
Хатяко Езынги, советник главы Ямальского района, председатель Совета старейшин КМНС ОД ЯРОД «Ямал»