Золотые руки мастера.

Настоящие шедевры рукоделия создает жительница села Яр-Сале Тамара Вануйто.

Шить кисы или ягушку из оленьей шкуры она научилась с детства. Самое любимое ее занятие с детства в настоящее время стало средством дохода семьи.

В ненецкой семье очень рано нагружают детей взрослыми заботами: мальчики уже в четыре года помогают родителям собирать дрова и следить за оленями, а девочки, особенно в многодетной семье, рано учатся жизни в тундре: готовить еду, ставить чум. Когда мать занималась шитьем, наша маленькая Тамара помогала, подготавливала материал.

— Мы с родителями жили в деревне Порц-яха, – делится с нами Тамара. — Я была самым старшим ребенком в семье, после меня в семье родились восемь братьев. Мы жили небогато, оленей своих не было. Мама шила вещи на заказ и с ней за это рассчитывались шкурами. Эти шкуры я помогала обрабатывать, смотрела, как мама кроит и шьет из них нам с братьями весь зимних гардероб. Научила она меня шить повседневные рукавицы и чинить нашим мужчинам одежду. Нас было много, работа была каждый день. С детства я поняла: не починишь одежду или обувь — будет холодно.

Шло время, Тамара закончила школу, и сразу вышла замуж за своего одноклассника, и из родительского жилья ее забрали на оленях в тундру. Они с мужем начали жить в чуме, и работали с оленеводами в бригаде. Вот тогда она и начала познавать искусство кройки и шитья национальной одежды.

— Спасибо моей свекрови, она научила меня кроить сумки, обувь, одежду взрослым. Что самое интересное, все измеряли ладонью и расстояниями между определенных пальцев, но не линейкой. Так и до сих пор, я, когда крою изделие, использую традиционный метод – ладонь, – рассказывает Тамара.

Все ямальские мастерицы, живя в современном мире, свято чтут свои традиции: при ручном пошиве сохраняют покрой, цветную гамму и форму национальной одежды. Вот и наша Тамара за несколько минут, без дополнительных выкроек, может вырезать детали к будущему изделию — будь то сукно или оленья шкура. Ведь чем быстрее ты сошьешь изделие, тем теплее будет твоим родным, они смогут одеть новую теплую вещь.

Шло время, и наша героиня научилась шить детские вещи. Так как сама жила в многодетной семье, знает, что значит, когда у ребенка нет теплой, мягкой одежды. Она помогала многим тундровым хозяйкам, шила им детскую одежду и обувь.

— Есть хозяйки медлительные, есть ленивые, а есть те, которые не умеют шить. А если не будет новой и теплой одежды, семья замерзнет. Я знаю это и поэтому старалась помочь всем, кто в моей помощи нуждается, – с трепетом в голосе рассказывает Тамара. – Мы с моей свекровью шили очень быстро. Днем сидели под окном, в нашем чуме было окно, и шили под дневным светом, вечером занимались рукоделием под шум генератора, и то в определенное время.

Шили все и для всех. Начиная от национальных сумок и заканчивая одеждой для чума. Чтобы обернуть чум, уходит примерно 60-70 шкур, которые в тундре нужно было выделать, обработать и правильно сшить между собой. Чтобы сшить мужские кисы, мастерице нужно обработать 10 лап оленя, на выделку лап уходило четыре дня. В течение недели они и шились. Если делать не нарядную обувь, то, при хорошем раскладе, за месяц можно сшить 2 пары мужских кисов. Нарядная ягушка шьется некоторыми мастерицами год и два года, а Тамара управлялась за месяц: пока шкуру подберешь, узоры пришьешь, мехом украсишь. А такую вещь нельзя не сшить, она должна быть у каждой хозяйки. Помимо этой работы нужно было выполнить всю домашнюю работу, печку натопить, приготовить поесть, накормить семью, шкуры обработать и т.д.

Немало кочевников уже в зрелом возрасте оставляют тундру. Причины разные бывают: кто-то едет в поселок с надеждой заработать большие деньги, а кому-то жить в чумах не позволяет здоровье. Многие тундровики переезжают в муниципальные образования из-за болезни детей, которым нужно постоянное наблюдение врачей. Так произошло и с Тамарой Вануйто: она сильно заболела, что и послужило причиной переезда их семьи в ближайший поселок.

— Я из тундры переехала в поселок лет 10 тому назад, – рассказывает Тамара. — тундровым помогаю все равно. Часто обращаются с ярсалинской и панаевской тундры. Если меня просят сшить детскую одежду, я сразу все свои заказы убираю в сторону и берусь за детскую одежду. Если просят сшить для ребенка, значит ему холодно, а я не могу допустить, чтоб ребенок замерз.

Сейчас свое ремесло Тамара передает своей дочери. Она помогает ей делать узоры, плетет их из бисера для изделий, которые шьет мать. Сама шьет национальную одежду для сувенирных кукол из сукна, помогает вырезать узоры из сукна и шкуры, шьет национальные сумки. Другими словами, учится потихоньку.

В прошлом году вместе с дочерью Тамара Сергеевна принимали участие в III этнофестивале «Душа тундры», который проходил в Салехарде. Они представляли национальный костюм, который сшили сами. Среди большого количества самобытных ямальских мастеров народных художественных ремесел и декоративно – прикладного искусства, они получили ГРАН-ПРИ фестиваля в области народных художественных промыслов и ремесел. Третье место завоевал национальный костюм нашей мастерицы в городе Москва, на XIII Международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера 2018», на которой собрались мастера и художники России. Среди высоких наград на особой полке стоит Благодарность мастеру декоративно-прикладного творчества «За активное участие в районной выставке декоративно-прикладного творчества, посвященной 57 Слету оленеводов и охотников Ямальского района».

— Я не ставлю себе цель набрать большие награды. Это дочь моя старается везде участвовать и меня за собой водит. Для меня главное — сшить качественную вещь и как можно быстрее, чтоб людям тепло было.

Сейчас у Тамары необычный заказ, она шьет сценические женские кисы из сукна. Работа идет быстро, ведь сценическую одежду можно шить из сукна и простыми нитками. А если Тамара готовит национальную одежду из шкур, будь то обувь, ягушка или просто рукавицы, она шьет только жилами. Строго так, как учили мама и свекровь, этому учит и свою дочь.

На вопрос «Болит ли, душа о тундре, о прошлой жизни?» отвечает спокойно:

– Жизнь в поселке не мешает мне чтить и соблюдать все традиции наших предков. Я, как и всегда, продолжаю заниматься любимым делом, шью одежду и помогаю тундровикам. Поначалу были трудности в приобретении оленьих шкур и лап для пошива моих изделий, в выделке шкур. Со временем все решилось.

Сшить национальную одежду для Тамары Сергеевны стало не просто хобби, но это и дополнительный источник дохода. Время быстро утекало, а она так и не получила дополнительного образования. Но несмотря на это, мастерица чтит все традиции: никого и никогда не подвела, а только согревала своими изделиями от лютых морозов.

Валентина Ноженникова, корреспондент газеты «Время Ямала»

Здесь можно увидеть всё

Состоялась незабываемая поездка ямальских ветеранов в столицу России У России богатая история, поэтому необходимо хранить и передавать сложившиеся традиции молодёжи, раскрывать исторический путь нашего государства....

Меткость для победы

В Сеяхе состоялись спортивные соревнования, посвящённые 79 годовщине Великой Победы. Любители игры дартс в течение двух дней определяли самого меткого В преддверии 9 мая в...

Что было бы, если бы мы не победили?

В Ямальской школе-интернате сегодня говорили о важном – о Победе. На её сцене состоялась театрализованная постановка «Размышление о Победе».

Хореография без границ

В мир танца смогли окунуться зрители Дома культуры «Яля Сэв», где для них был представлен отчётный концерт ансамбля «Забавы», танцевального коллектива «Северии», «Ямалии» и...

Наша общая задача

Ветераны землячества побывали в 63 школе, где провели мастер-класс по изготовлению окопных свечей Воспитание патриотизма у детей очень важно, особенно в настоящее время. Ребята должны...