Жизнь по законам тундры

Любому современному человеку трудно представить свою жизнь без привычных благ цивилизации: электричества, воды, интернета

Многие из нас давно привыкли, что под боком находится развитая инфраструктура: социальные объекты – больницы, детские сады школы, куча магазинов на выбор, аптеки и прочие блага XXI века. И довольно трудно себе представить, что где-то совсем недалеко живут так же, как и много сотен лет назад так же, как жили раньше наши далёкие предки, довольствуясь минимальным набором века цифровизации, в единении с самой матушкой-природой. Яркий тому пример – Ямал. Попадая сюда, словно оказываешься между прошлым и будущим, между современностью и другой, непривычной жизнью. В бескрайней тундре жизнь подчиняется своим древним законам. Уклад, формировавшийся здесь веками, остался практически неизменным. И его аутентичность жителей каменных джунглей по-настоящему восхищает и завораживает.

Вместо монолитного дома в капитальном исполнении – у жителей Ямала лёгкий чум из шестов и оленьих шкур. Нехитрый тундровой быт составляют стада оленей, чум, нарты и постоянное передвижение. Вся жизнь коренных – дорога. Вся жизнь – подчинена законам суровой, справедливой, но не прощающей ошибок тундры.

Вся жизнь – каслание

Почему семьи оленеводов постоянно кочуют, преодолевая за год до двух тысяч километров. Их жизненный ритм задают олени, которым постоянно требуется пища. Летом животные стремятся они на север, подальше от жары, болотистых мест и досаждающих насекомых. На одном месте долго особо не задержишься – через некоторое время корм попросту иссякнет.

Сейчас на Ямале порядка 3,5 тысяч кочующих семей. Они могут быть прописаны в поселении, но их настоящий дом – чум, родная тундра. Долгое время у них в паспортах на странице с пропиской значилась именно она. Позже в сельских поселениях, а потом и в ЗАГСе стали регистрировать тундровиков по адресу ближайшей поселковой или городской администрации.

Кто в доме хозяин?

Глава семьи – всегда мужчина, следит за оленями или охотится, а женщина – хранительница очага и его верная спутница – занимается хозяйством. В семьях, ведущих кочевой образ жизни, до сих пор сохранилась традиция сватовства. Молодые знакомятся, по традиции, на Дне оленевода. Если парень влюбился в девушку на празднике, он рассказывает об этом родителям, они едут к её отцу и матери свататься. Будущие родственники договариваются о выкупе за невесту.

Богатство ненецкой семьи до сих пор с древних временем измеряется количеством оленьего поголовья, чем его больше, тем богаче семья. Недавних пор определялось только размером стада. Если у хозяина две-три тысячи северных «рогачей», он считается более-менее обеспеченным.

Олень – друг и кормилец ненца

Жизнь тундровиков простой назвать очень сложно. Главная задача северян, как и прежде, во времена их далёких предков – сохранить и приумножить главное тундровое богатство – оленье стадо.  Животных, да и самих ненцев арктический климат держит в постоянном напряжении: зимой – трещат лютые морозы, летом атакует «копытка» и стаи болотного комара и овода. 

Летом тундровики сопровождают стада на квадроциклах, зимой — на нартах или снегоходах: автотехникой и необходимым инструментом оленеводов снабжает регион. Кстати, за крупным стадом, где оленей больше тысячи, уследить легче. Если животных всего пара сотен, они постоянно будут переходить с места на место.

За счёт оленеводства кочевники полностью себя обеспечивают. Трат в тундровой жизни хватает: продукты питания, бензин для электрогенераторов и снегоходов, предметы быта, одежда, средства для поддержания чума. Кроме того, техника имеет свойство часто ломаться, тогда нужны деньги на ремонт. Поэтому помогает доход от подсобного хозяйства.

Олени – единственный источник дохода, серьёзное подспорье, которое идёт на семейные нужды. Также оленеводы реализуют и получают деньги не только за оленину в убойный сезон. В ход идёт всё – шкуры, рога и панты.

Свой товар оленевод может не только продать, но и обменять. В тундре торговые сделки заключаются на факториях. Фактории – это своего рода перевалочный пункт во времена длительных изнуряющих кочевий с пастбища на пастбище. Здесь оленеводы могут отдохнуть, переждать непогоду, получить необходимую медицинскую и информационную помощь, воспользоваться мобильной связью, набраться сил, закупиться продуктами или произвести бартер. Ненцы часто обмениваются товарами друг с другом. Северные мастерицы предлагают для бартера сшитую умелыми руками национальную одежду и обувь. Мужчины, как правило, деревянные изделия.

Нехитрый быт ненецких кочевников

Привычных многим благ в быту кочевников немного, но плоды современной цивилизации постепенно добираются в самые отдалённые уголки бескрайней ямальской тундры.  Тундровики обзаводятся мобильными телефона, обязательный атрибут в хозяйстве – телефон со спутниковой связью, это отнюдь не предмет роскоши, а необходимое средство на случай срочной связи с экстренными службами. Также у ненцев есть планшеты и мобильные телефоны, которые заряжают от бензиновых генераторов. Интернет ловит не везде, поэтому фильмами и мультиками запасаются заранее. А у некоторых кочевников есть даже телевизоры со спутниковой связью.

Больниц, спортзалов и школ, кроме кочевых на тундровых просторах нет. Ближе к началу учебного года детей собирают и на вертолётах доставляют в поселковые школы-интернаты. Там они успешно осваивают школьную программу среднего образования. 

По окончании обучения некоторые ребята поступают в вузы и ссузы, другие возвращаются в родную стихию, поддерживать хлопотное хозяйство и привычный вековой уклад жизни своих предков. Но и остаётся в городах и посёлках немало представителей коренных народов.

Те же, кто возвращаются, не готовы променять свободу на городскую суету. В тундре они ни к чему не привязаны, там нет ни дорог, ни домов. Тундра – это постоянное движение. Тундра – это свобода. И навсегда – родной и любимый дом ненца.

Оксана Степанова

В Яр-Сале за июль из-за неправильного пересечения улицы оштрафованы 20 пешеходов

И да - за нарушение Правил дорожного движения полагаются штрафы. Часто фиксирующееся – это неправильный переход проезжей части.

Предприниматель из Яр-Сале приобщает подростков к национальным ремеслам

Учатся устанавливать чум, натягивать нюки, снимать кору с деревянных шестов – в общем, осваивают работу, которой с детства владеют те, кто вырос в тундре. Разница лишь в том, что эти ребята живут в поселке и о такого рода деятельности могли только слышать.

Сила, стойкость и дух борьбы

В Сеяхе Ямальского района состоялись открытые соревнования по мас-рестлингу