За заготовками на край земли

Тундровики съездили на берег Карского моря за дровами

Известно, что растительность в северной части полуострова Ямал скудная. Если говорить о пропитании, то для травоядных животных достаточно, да и хищники всегда находят себе добычу. А вот что касается жителей тундры, которые испокон веков ведут кочевой образ жизни и используют для обогрева очаг, немного другая история.

Всем известно, что для приготовления пищи кочевники в большинстве своём, как и их предки, разжигают костёр, зимой топят печь. На юге и в средней части полуострова Ямал растут кустарники и деревья, которыми пользуются тундровики. Коренные народы мастерят из них и используют для растопки печи. Совсем другая ситуация в арктической тундре. Здесь совсем нет даже кустарников.

– Сколько себя помню в тундре, для растопки всегда использовали дрова. При переезде на новое место поленья складываем в нарты. Здесь, на севере, нет кустарников, совсем нет. Летом используем «плавник», дрова, которые валяются на берегу Карского моря.

Сейчас уже не приплывают новые. А в былые времена приходил новый «плавник». Зимой привозят дрова на тракторах. Запасаемся до самого конца весны, а иначе никак. На зиму, до весны запасались раньше по 40-50 нарт. Это не загрузить сани до отвала, а сложить дрова так, чтобы олени могли их тянуть. А зимой мы топим печь не круглые сутки, а по необходимости, – рассказывает Александра Окотэтто, жительница Сеяхинской тундры.

  Дерево в культуре народов Севера составляет основную часть их жизни, оно используется для изготовления шестов для чума, полов в чуме, в изготовлении нарт для оленьей упряжки, лодок колданок, детских колыбелей. Одно дело, сходил в лес, выбрал себе подходящее дерево, нарубил, распилил, настругал и мастеришь в своё удовольствие творение быта или искусства. Хотя, к слову, каждое изобретение мастеров тундры, своего рода произведения искусства. Смастерить из дерева нарты, лодку – занятие не из простых. А соорудить сани в условиях, приближенных к экстремальным, в арктической тундре, где нет даже кустарников, такой труд невозможно недооценить.

Фото: Антонина Серасхова

Нарты – это традиционные деревянные сани северных народов. В них запрягают ездовых собак, оленей или тянут вручную. Без нарт оленеводы никуда.  Нарты – необходимый транспорт оленеводов-кочевников, которые постоянно перемещаются по тайге и тундре в поисках новых пастбищ для стада и перевозят за собой весь скарб.

Изготовлением нарт мужчины занимались круглый год. Их делали только из хорошо просушенной древесины, вид которой зависел от типа нарт. Заготовку для полозьев нагревали над костром и выгибали до нужного состояния, после чего фиксировали верёвкой и ждали полного остывания. Некоторые народы обивали полозья китовым усом, а копылья для их соединения вырезали из оленьих рогов.

– Кочевая жизнь она интересная. Главное сохранять оленей, вести хозяйство, бережно относиться к природе и к своему труду. Элементарно, сушить одежду. Она шьется из оленьей шкуры, быстро промокает. При должном уходе сохранится долго. Нарты, наше основное средство передвижения. Без них, даже с оленями мы не кочующий народ, я считаю. И без оленей, конечно, мы не кочевники. Нарты передаются от родителей. Это хрупкое и одновременно крепкое создание. В тундре в каждой семье мужчины учатся мастерству строительства нарт. Также, как и женщину шьют национальную одежду, – продолжает беседу Александра.

На севере полуострова Ямал бережно хранят и передают подрастающему поколению традиции народа ненцев. Здесь, как и в давние времена, мужчины в конце августа вначале сентября начинают сборы за «плавником». Плавник, выкидной лес — срубленные или упавшие деревья, ветки, плавающие в реке или в море и выбрасываемые на берег.

К сведению, поморы строили из плавника дома и промысловые избы на побережье Белого, Баренцева и Карского морей. А на островах архипелага Шпицберген (Грумант) плавник был единственным доступным строительным материалом. Пропитавшаяся морской водой древесина была прочной и долговечной.

Плавник, переносимый арктическими реками, и сейчас остается основным, а иногда и единственным источником древесины для тундровиков полуострова Ямал.

Фото: Антонина Серасхова

– На днях мы ездили за плавником. Дров там достаточно много, но уже гнилые. Для заготовок на нарты не подойдут. Новые не приплывают. Лиственницу, дуб, березу используем при работе. Привез заготовки, на месте там на берегу, отшлифовал лишнее, чтобы тяжесть не везти в чум. Сейчас дожди пошли, ехать легче. Каждый год стараюсь ставить по одной нарте. В этом году планирую крупный ремонт грузовых саней. Для работ не подходит старое, мертвое дерево, дерево с сучками, пороками и трещинами, – рассказывает Альберт Лаптандер, житель Сеяхинской тундры.

Ездить за плавником – это своего рода добрая традиция. В это время, к началу осени, олени набрались сил, стали упитаннее и выносливее. Жители тундры отделились и разъехались в разные стороны, каждый к местам своих кочевий. До берега Карского моря от чума семьи Лаптандер 37 км. Мужчина поехал до стойбища знакомых, оттуда к нему присоединись родственники и друзья.

Часть дров тундровики используют для строительства необходимых предметов быта и транспорта, остатки идут на растопку костра. Большим подспорьем для кочевников остается поддержка по линии развоза дров на тракторах и машинах из Сеяхи и Тамбея.

Антонина Серасхов

Первый раз – в первый класс, и не только

В новом учебном году пороги школ Ямальского района перешагнут порядка 3700 детей

Важно помнить об этом

В Новопортовском Доме культуры прошла тематическая программа, посвящённая победе в Курской битве – одного из ключевых сражений Великой отечественной войны Курская битва, проходившая с 5...

Старт – в новый учебный год

В Сеяхе состоялось общешкольное родительское собрание. Традиционная встреча родителей с педагогами Сеяхинской школы-интерната прошла в обновлённом актовом зале. Вопросов на повестке было немало

Умелых рук мастерство

Сеяхинский дом культуры круглый год является центром притяжения населения всех возрастов. Это своего рода ответная благодарность сельчан маленькому, но сплоченному, творческому и профессиональному коллективу работников Дома культуры.

Не изменяя традициям

Нынешнее лето оказалось на удивление без дождей. Поэтому передвигаться на оленьей упряжке достаточно трудно. Но необходимость приехать за продуктами у семьи кочевника была, поэтому и прибыл.