Язык родной не забывай

Каждый северный народ свой неповторимый уклад жизни, самобытную культуру проносит через века

У нашего писателя Леонида Лапцуя есть высказывание:  «Харта” вадакомда” вади” харасавэй’ сяхарт’ нёра” юр” Харта” вадара” иланда” нгоб пандамбамда!». В переводе с ненецкого: «Свой язык родной не забывай никогда, он по жизни твой попутчик и помощник»

Уникальный народный опыт на протяжении многих веков был накоплен и сформирован в естественной природной среде обитания и передавался из поколения в поколение. Всё лучшее в родном языке, создаваемое веками, отбирается временем и передаётся новым поколениям как народное богатство, содержащее знания о жизни, и как важнейшее средство народного воспитания. Именно родной язык- естественная форма выражения различных чувств и переживаний.

В школе осуществляется внеклассная работа по подготовке учащихся к школьной, муниципальной, региональной олимпиаде по родному языку. На протяжении нескольких учебных лет среди участников межрегиональной олимпиады по краеведению и родным языкам есть призёры и победители.

Традиционно из года в год в школе проводится конкурс чтецов «Лапцуевские чтения», где учащиеся читают стихи и прозу наизусть на ненецком языке.

С целью популяризации и пропаганды культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера в интернате школы проводятся праздники «День оленевода», «Хозяйка Арктики», «Фестиваль ненецкой культуры». Учащиеся, родители, родственники знакомят гостей праздников с традиционным укладом жизни коренных народов Севера, традициями и обычаями, поют песни, рассказывают стихи, ставят мини – спектакли на ненецком языке. Все праздничные мероприятия, проводимые в школе, интернате содержат музыкальные и творческие номера на родном (ненецком языке).

Периодически пополняется фонд школьной библиотеки этнокультурной направленности (журналы, газеты, книги, буклеты, словари).

В школе имеется оборудованный кабинет родного языка, оснащённый АРМ учителя, содержащий постоянно действующую фотовыставку о родном крае, людях, в кабинете собрана фильмотека по этнической педагогике ненцев. У меня, как у учителя родного языка, миссия более широкая, чем у других предметников. Во-первых я должна приобщить к истории и культуре, обычаям и традициям ненецкого народа, воспитывать в духе уважения и любви к своему народу; во-вторых, прививать любовь к родному языку, научить видеть и чувствовать его красоту, силу слова; в-третьих, развивать детское художественное творчество, более уверенно высказывать свои мысли на родном языке.

Выявление и развитие творческих способностей обучаемых является одним из приоритетных задач современного образования. Письменные творческие задания содействуют развитию воображения, умению ясно излагать свои мысли, свое отношение к тем или иным проблемам нравственности, свою позицию в решении проблем.

Уделяю большое внимание развитию коммуникативной компетенции учащихся: для этого провожу диктанты, изложения с творческими заданиями, обучаю редактированию текста и творческому использованию языковых средств при создании собственного высказывания.

Использую современные методы активизации деятельности (проблемный, игровой, ТРИЗ технологии), которые позволяют активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивать мыслительную деятельность. Применяю различные виды контроля, повышающие эффективность усвоения учебного материала: тесты, рефераты, сообщения, доклад.

Проводятся нетрадиционные уроки, так как применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от традиционных рамок урока. Это способствует разнообразить учебную деятельность, способствует повышению интеллектуальной активности учащихся. Также, использую разнообразные типы уроков, как урок – диспут, урок – лекция.

В век развития информационных технологий мы, учителя родных языков, не можем остаться в стороне. Чтобы интерес к изучению родного языка не иссяк, необходимо разрабатывать и применять компьютерные технологии. Использование презентаций, ИКТ даёт большие преимущества для наиболее полного раскрытия темы урока, экономит время, учащиеся более охотно воспринимают учебный материал.

Е.Г.Сусой — кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, автор множества научных трудов говорила, что ненецкий язык удивительно ёмок и многозначен: одно и то же по написанию слово, произнесённое с разной интонацией, может иметь совершенно разные смыслы: хада (бабушка) – хада (ноготь): енар (незначительный) – ёнар (миллион)

Традиционная педагогика разных народов имеет много общего, но вместе с тем несёт неповторимое своеобразие в культуре, языке, обычаях, ремёслах. Это относится и к культуре ненецкого народа. Ненцы, где бы они ни жили, всегда питают любовь к родной земле. Народная мудрость гласит «Ненэй ненэць яхад пере, нумгад инты, икад наворна». (Настоящий человек живёт от земли, неба и воды»). «Ханзер” ям савуда, я’ нимня тиртя навори савуда иленгун, тикы тотрев, тарем мэтар илам томда» (Как ты отнесёшься ко всему, что тебя окружает в природе, так и сложится и твоя жизнь, и жизнь твоих потомков)

Богат и речист язык любого народа! Устная речь живописна и выразительна. С помощью слов выражаем своё отношение ко всему, что нас окружает. Речь наша и есть живая, прекрасная, могучая и гибкая… У нас в языке есть разные виды красноречия: пестушки, напутствия, прибаутки, побасенки, пожелания, просьбы, образные выражения, которые содержат оценочные суждения: шутливые либо порицающие характер человека. Одни из них ироничны, смешны, назидательны, поучительны, поэтичны… Это мудрость, выверенная и отточенная годами, проверенная столетиями.

К богатству народного творчества относятся пословицы и поговорки, запреты, приметы. Они устойчивы, кратки и ёмки,        употребляются в повседневной речи и несут в себе воспитательную основу. Н-р «Пиндана пямда пэвсюмяняна мадаӈгуда, лэк ненэцьʼ хувыʼ ёльцяндʼ хаеӈгуда». (Мастер вечером обтёсывает бревно, а ленивый оставляет до утра). «Лэсё ненэцямʼ нинда сярыˮмана хамедаӈгур». (Ленивого человека узнаешь по тому, как он пояс завязывает).

Сказки — богатый и широко распространённый жанр устного народного творчества. В них отражается жизнь и быт северных этносов, их быт, культура, обычаи и традиции.

Духовная культура ненцев впитала в себе традиции и обычаи многих поколений предков. Память народа – ценный кладезь мудрости, скрывающий, целую эпоху истории Ямала. Хранителями этого клада являются представители старого поколения. В устном народном творчестве сохранились следы очень многих обрядов и обычаев, преданий о происхождении родов, которые можно восстановить и изучить. Тундровые ненцы – знатоки природных явлений. Это вырабатывается у них из повседневных явлений за окружающим их миром.

Любовь к родителям, дому, оленям, собакам – ко всему составляет основу их детского мира, они хранят в памяти. Это отражается в рисунках, вышивке бисером, поделках из дерева, изготовлении национальных кукол. Особые чувства и внимание вызывают у детей видеофильмы о родном крае, о буднях и праздниках в жизни ненецкой семьи. Всё больше увлекает детей сбор пословиц, поговорок, загадок, родовых знаков, имён и фамилий, кличек животных. 

Вклад в воспитании уважения к языку и культуре моего народа может внести не только учитель – предметник, но и специалисты того или иного профиля, любой житель Ямала. Поэтому, неизменными помощниками в преподавании являются:

• газета «Мынико» и «Няръяна нгэрм»;

• передачи на ненецком языке «Ялемдад нумги» город Салехард;

• газета «Время Ямала», раздел «Лахарё»;

• уроки – практикумы для 1-4 классов «Я говорю на своём родном языке», для 5-8 классов — «Особенности и трудности перевода с русского языка на ненецкий язык»;

• конкурс инсценировки произведений ненецких писателей;

• ежегодная конференция «Ямал: прошлое, настоящее, будущее»

Также в нашей школе практикуется обучение ненецкому языку учителей-предметников. Коллеги с удовольствием посещают занятия, где знакомлю их с обычной разговорной речью. Дети быстрее идут на контакт с теми педагогами, которые владеют ненецким языком на элементарном уровне. 

Зоя Салиндер, учитель родного (ненецкого) языка Новопортовской школы интерната имени Л.В. Лапцуя

Ямал растёт

В этом году в регионе планируют сдать рекордное количество жилья Сейчас на Ямале в стадии строительства 228 многоквартирных домов площадью более 700 тысяч квадратных метров....

«Zoo Сумка»

В период с 7 мая по 7 июня неравнодушных ямальцев приглашают помочь собакам и кошкам, проживающим в приютах. Общественники опубликовали список необходимых вещей и продуктов, в которых нуждаются пушистые отказники: крупы, макароны, консервы, мясные продукты. Ветошь, постельное белье, полотенца, пелёнки одноразовые. Лекарственные препараты и витамины: дицинон (в инъекциях), мазь офломелид, мазь левомеколь, мазь синтомицин, бинты, стерильные марлевые салфетки, шприцы, системы для капельниц, натрия хлорид (для капельниц), глюкоза 5, 10, 40%, аскорбиновая кислота (в инъекциях), хлоргексидин, перекись водорода, ипакетине, цефтриаксон, метипред, амоксислав, антигельминтные препараты, витамины, рыбий жир, лососевое масло; специализированные лечебные корма для собак или кошек в виде консервов или сухого корма.

Создательница и хранительница традиций

Начнём с того, что День семьи как праздник был учреждён Генеральной Ассамблеей ООН, а произошло это 20 сентября 1993 года. Праздник «Международный день семьи» был создан с целью привлечения внимания широкой общественности к проблемам семьи, которых сегодня существует большое количество.

В Сеяхе построят парк качелей

На Ямале подведены итоги голосования за объекты благоустройства федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».

Проверка – это важно

Существуют определённые правила контроля водных резервуаров и гидрантов. В селе Сеяха пять пожарных водоёмов, которые подлежат еженедельному осмотру. Например, в одной небольшой ёмкости пожарного водоёма находится 50 кубов воды, в четырёх ёмкостях 200 кубов, в новых – 300 м3.