«Важно быть в контакте с ребёнком»

Формирование устной речи происходит в раннем возрасте. И от ее
полноценного развития зависит многое – обучаемость, грамотность, самооценка

В наше время проблема задержки речевого развития у дошкольников считается одной из наиболее актуальных. Поэтому любое отклонение от нормы требует пристального внимания родителей. Но все ли проблемы можно заметить без наличия профессионального опыта? А если дефект речи очевиден, то какие шаги следует предпринять для своевременного его устранения?

В день профессионального праздника всех логопедов о проблемах речевого развития у детей, работе узких специалистов и логокоррекции в целом с нами поделилась учитель-логопед ярсалинского детского сада «Солнышко», специалист с большим практическим опытом Ольга Мальцева.

На сегодня общий стаж дефектолога дошкольной организации составляет около 16 лет. В 1997 году женщина окончила Шадринский государственный педагогический институт по специальности «учитель начальных классов», а в 2005 году прошла повышение квалификации по курсу логопедии. За годы своей работы специалисту удалось помочь многим детям удачно справиться с проблемами нарушения речи, обучиться уверенному произношению сложных звуков и избежать проблем с учебой.

— Ольга Сергеевна, расскажите, кто такой логопед?

— Логопед — это специалист, который не только исправляет речь, но и развивает ребенка. То есть, логопед – это не только «поставить шипящие». Специалист этой области учит детей правильно общаться, правильно выражать свои мысли, коммуницировать со сверстниками, познавать окружающий мир.

— Когда стоит бить тревогу и обращаться к специалисту?

— Здесь все индивидуально. В два года рекомендуется показать ребенка логопеду, даже в том случае, если вы считаете, что у ребенка нет никаких проблем. Специалист оценит общую картину, даст рекомендации, подскажет, необходима ли дальнейшая работа по развитию речи. Если ребенку исполнилось два года, и он по-прежнему молчит – это серьезный повод для тревоги и обращения за профессиональной помощью.

— До какого возраста можно исправить логопедические проблемы?

— Чем раньше, тем лучше. Желательно сделать это в дошкольном возрасте.

— Сложный звук «р». Можно ли решить проблему без помощи дефектолога?

— Да, можно. В помощь — артикуляционная гимнастика, речевое дыхание. Все эти приемы помогут язычку укрепиться и позволят правильно произносить сложные звуки.

— Какие еще звуки вызывают затруднения у детей?

— По статистике, наиболее часто нарушены сонорные и шипящие звуки — «р», «рь», «ч», «щи». К сожалению, у большинства детей без специальных упражнений произносить их не получается.

— Связаны ли дефекты речи и грамотность?

— Связь тут самая прямая. Привыкая произносить звуки неправильно, ребенок автоматический делает ошибки и во время письма. Вот почему важно вовремя устранить проблемы речевого аппарата.

— Как часто нужно бывать у логопеда, и как долго длится занятие с логопедом?

— Частота посещений зависит от возраста. С ребенком до 5 лет – занятия до 10 минут. Для более взрослых 15-20 минут. Большие по времени занятия не дадут результата, так как в процессе внимание ребенка рассеивается.

— Все ли проблемы речи поддаются исправлению?

— Здесь тоже все индивидуально. Если нарушены все компоненты речи, большинство звуковых групп, то тогда очень сложно исправить, но возможно. В целом положительная динамика прослеживается практически у всех. Не стоит забывать, что в школе тоже продолжается работа по речевой коррекции, поэтому шанс есть.

— Ольга Сергеевна, будьте добры, посоветуйте несложные упражнения для речевого развития, которые можно легко выполнять в домашних условиях?

— Подобных упражнений масса. Например, для развития речевого дыхания полезны многие детские забавы. Пускайте мыльные пузыри, дуйте на вертушки, играйте на дудочке. Больше читайте с ребенком, много беседуйте, общайтесь. Пойте песни. Читайте стихи, сказки, загадки. Называйте различные речевые приемы. Используйте звукоподражания — мычите, гудите, цокайте, как лошадка. Используйте различные «помогайки».

Когда ребенок уже понимает значение сказанных вами слов, можно играть в звуковые игры на сообразительность. Важно быть в контакте с ребенком постоянно.
Также используйте специальную литературу для развития речевого аппарата у детей. Могу посоветовать учебные пособия: И. Скворцова «Логопедические игры», А. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», И. Светлова «Развитие речи».

Оксана Степанова

Губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов и ректор МФТИ Дмитрий Ливанов обсудили развитие инженерного образования

Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов и ректор Московского физико-технического института (МФТИ) Дмитрий Ливанов провели встречу, на которой обсудили развитие новых подходов к профильному инженерному образованию в регионе и привлечение выпускников МФТИ в качестве преподавателей.

Ярмарка добра

«Юные орлята», учащиеся первых-четвёртых классов, а также родители приняли активное участие в благотворительном мероприятии. На импровизированных прилавках – изобилие товаров. Покупатели, взрослые и дети переходили от одного стола к другому, чтобы приобрести товар – ведь все вырученные средства пойдут на помощь участникам Спецоперации.

Быть уникальной – настоящий талант

Быть талантливым во всех сферах творчества требует не только естественных способностей, но и усиленной работы над собой. Эти люди постоянно совершенствуют свои навыки, обучаются новым техникам и стараются не застыть на достигнутом. Они открыты к новым идеям и охотно учатся у других мастеров творчества. В своей работе они стремятся к идеальному исполнению и запечатлению красоты, эмоций и мыслей.

Царит веселье, шутки и детский смех

МБУК «Ямальская ЦБС» отделение «Мыскаменская библиотека» ведёт большую работу по укреплению семейных отношений, пропаганде семейных ценностей и организации семейного досуга.