В память о Заслуженном учителе…

Сегодня мы хотели рассказать о Лидии Ивановне Зауташвили (на снимке). Но на момент верстки статьи в редакцию пришла печальная новость. Не стало замечательного человека, учителя от Бога – Лидии Ивановны! Но остались ее ученики, коллеги, друзья. Давайте вместе вспомним этого хорошо известного любому жителю села Яр-Сале человека, который 48 лет отдал работе с детьми, родителями, учителями Ямальской школы-интерната. Ни одно поколение ярсалинцев приводило к ней в первый класс своих детей. Она Заслуженный учитель РФ, Отличник народного просвещения, высокий специалист своего дела.

Лидия Ивановна – коренная северянка. Она родилась в селе Горки Шурышкарского района в тяжелом для страны 1942 году. Родители Лиды не по своей воле оказались на Крайнем Севере. Они были репрессированы, как тысячи советских людей, и высланы в 30-ые годы из родных омских мест. Им пришлось обустраиваться на безлюдном таежном берегу суровой и могучей Оби. В руках у них были лишь топоры, пилы, лопаты и несколько мешков муки. Стоял август. Родители Лидии спешно рыли землянки, так как надвигались холода, приближалась суровая северная зима. Нужно было жить…

Лида была четвертым ребенком в семье. Ее детство пришлось на военные и послевоенные голодные и холодные годы. Дети в этом таежном северном краю белоручками не росли: с малых лет каждый имел серьезные обязанности: выгнать корову на луг, принести с реки воды, заготовить щепки для печки, нянчить младших сестренок и братишек. А летом – обязательный сбор ягод, грибов, шишек. Но и детские забавы, любимые игры тех далеких лет, конечно, были. С упоением, азартом дети играли в лапту, «Бить-бежать», «Казаки-разбойники», позднее — в уличный волейбол.

Детям постарше самим приходилось зарабатывать и на школьную форму, и на учебники. Подростки работали в поле, в теплице, на сенокосе. Лиде за годы учебы пришлось освоить труд полевода, няни, технички, моториста, связиста, повара. «Возвращаясь в свое далекое детство, — вспоминает Лидия Ивановна, — понимаю, что внутренняя сила человека, его умение сопротивляться обстоятельствам закладываются еще в юные годы».

После окончания восьмилетки, она, вопреки родительской воле, поехала учиться в Салехард — поступила в педучилище.
Годы студенчества прошли без проблем, но были случаи, которые запомнились ей на всю жизнь.

Лидия Ивановна вспоминает: группу комсомольцев, среди которых была и героиня нашей статьи, отправили в Новый Порт на обработку рыбы… Плыли на небольшом судне по широкой многоводной Оби. Ее глаза впервые не видели берега, воображение было поражено бескрайними просторами Обской губы. И тут вышло из строя рулевое управление суденышка. Начался шторм… Их кидало из стороны в сторону. На реке шел ледоход! Все были страшно перепуганы. И так продолжалось несколько дней. И пассажиры, и команда были как одно целое: питались из общего котла, в последние дни варили жиденькую кашу на воде. Ни хлеба, ни других продуктов на судне не осталось. А кругом — льдины и шторм, шторм, шторм…

Когда, наконец, шторм улегся, судно буксиром привели в Новый Порт. И начались трудовые будни. Следы этой тяжелой работы остались не только в памяти Лидии Ивановны, но и сохранились на ее руках.
Закончена учеба. По распределению Лидия Ивановна попала в Бухту Находка Тазовского района. Дали ей нулевой класс, в котором было 50 учеников. Надо было учить детей на их родном ненецком языке. Вот тут-то и пригодилось ее умение с детства общаться с малышами, ее терпение и трудолюбие: пришлось впервые учить разговорный ненецкий — родной язык детей. В ответ она получила доверие детишек, их преданность и любовь.

Судьба сложилась так, что вся ее жизнь прошла в заполярном ямальском крае – в с. Яр-Сале. Почему был оставлен класс в Бухте Находка?

Был на Ямале человек, которому до всего, даже до личной жизни педагогов, было дело — это Валентин Иванович Костецкий. Не одно поколение ямальских учителей помнит об этом замечательном руководителе и педагоге. Так вот он сказал Лидии Ивановне: «В маленьком поселке ты и замуж не выйдешь! Пошлем тебя в районный центр Яр-Сале».

Так и сделали. И в первый же год молоденькая учительница вышла замуж за единственного в те годы на Ямале грузина. Вместе с супругом Виктором Николаевичем вырастила четырех дочерей. Считала, что жизнь прожита не зря: дети выучились, давно завели свои семьи. А для внуков Лидия Ивановна всегда была любимой бабушкой с безупречным авторитетом.

О Лидии Ивановне можно сказать, что она была золотой души человек, опытный педагог, любящий детей и свою работу. Много лет она была завучем в начальной школе, и школа при ней считалась образцовой. Педагоги давали прочные знания, была отличная трудовая дисциплина. Под ее умелым руководством в коллективе было всегда интересно и комфортно работать. Лидия Ивановна спокойно, профессионально руководила организацией учебного процесса, методической и воспитательной работой. Человек беспокойный, неравнодушный, душой болеющий за дело, она не только сама не останавливалась на достигнутом, но и требовала этого от своих коллег. Она отличалась требовательностью, как к детям, так и к учителям, всегда справедливо решала спорные вопросы, дипломатично проводила просветительскую работу для родителей. К мудрому наставнику многие шли за добрым советом, могли поделиться и сокровенным.

Лидия Ивановна не жалела о выбранном пути. На вопрос о том, какими качествами должен обладать учитель, отвечала: «Самое главное – внутренней культурой, терпением, эрудицией, огромным трудолюбием». У нее даже была своя заповедь, которая определяла ее дела, поступки, отношение к людям — «умный отойдет, дурак продолжит спор».
Имя Лидия Ивановна заработала себе сама — своей многогранной жизнью, своим многолетним педагогическим трудом, безграничной любовью к людям. На вопрос о том, что бы она пожелала своим коллегам, самой себе, ученикам, Лидия Ивановна однажды ответила: «Ученикам – учиться прилежно, прислушиваться к советам взрослых, научиться отделять добро от зла. Коллегам – профессионального роста».

В последние годы Лидия Ивановна жила в г. Тюмень, рядом с детьми и внуками, состояла в Союзе ямальских ветеранов, всегда интересовалась жизнью родной Ямальской школы-интерната. Успех и престиж школы накапливается трудом и творчеством многих поколений. Именно она внесла огромный вклад в развитие сферы образования Ямальского района, в воспитание подрастающего поколения.

Мы — педагоги, как и выпускники школы, и их родители, бережно храним в наших сердцах частичку душевного тепла, искренности, мудрости замечательного педагога Лидии Ивановны Зауташвили! Такими учителями-ветеранами гордится школа, село, район, округ, страна!

Валентина Ноженникова и пресс-центр Ямальской школы-интерната

На особом контроле

В Ямальском районе проходит оперативно-профилактическое мероприятие «Твой выбор» Цель – нейтрализация попыток вовлечения несовершеннолетних в деструктивную и экстремистскую деятельность, в незаконные массовые акции, пропаганды насилия. В...

В Центре соцобслуживания населения произошла реорганизация

В одном из учреждений Ямальского района произошла реорганизация. Ранее именовавшийся Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании Ямальский район был преобразован в филиал салехардского Центра социального обслуживания населения «Доверие».

Живи ярче и интереснее

В 2023 году в финал грантового конкурса «Родные города» компании «Газпром нефть» прошли 135 социальных инициатив. И сегодня мы расскажем об одном проекте, который стал победителем в 2023 году и реальным праздником на Дне села. Фестиваль «Ягодный микс», так называется проект автором которого является Евгения Усольцева, заведующая культурно-досуговым отделом, руководитель театрального объединения «Апгрейд» и самодеятельного театра «Гримёрка» Мыскаменского дома культуры.

Своё вкуснее

Народные избранники вместе с младшими коллегами посетили столовые в Ямальской школе-интернате и одном из корпусов интерната, изучили меню, условия приготовления пищи и хранения продуктов.

Заслуженное признание таланта

Ярсалинец Евгений Худи получил грант от губернатора Ямала Традиции являются, своего рода, связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Они помогают укрепить и сохранить идентичность...