Уникальные полёты

9 февраля в России отмечается День гражданской авиации.

Вы можете встретить утверждение, что специалисты этой отрасли отмечают свой праздник 7 декабря. Все так, однако с оговоркой — праздник в начале зимы имеет приставку «международный». Российское торжество назначено на февраль.

Люди всегда стремились покорить небо. Сначала это была мечта романтиков, но, когда прогресс дошел и первые конструкторы-испытатели все-таки взмыли к солнцу, развитие авиации пошло семимильными шагами.

Сегодня жизни на Севере без самолетов и вертолетов мы не представляем. Они стали таким же рядовым транспортом, как для других территорий автобус или поезд.

Освоение Севера требует развития морских портов и аэродромов. Необходима доставка оборудования, различных грузов, часто срочных. Поселок Мыс Каменный на Ямале был основан как база Заполярной геофизической экспедиции. В марте 1947 года был издан приказ начальника Главного управления гражданского воздушного флота о строительстве аэродрома «Мыс Каменный». В 1959 году аэродром был введен в эксплуатацию.

В 1968 году на аэродроме была создана авиаэскадрилья Полярного управления гражданской авиации. В 1971 году аэродром и базирующаяся на нем авиация переданы в Тюменское управление гражданской авиации. В 1975 году создан объединенный авиаотряд на самолетах АН-2 и вертолетах МИ-8, который в 1988 году преобразован в 21-й летный отряд Тюменского управления гражданской авиации.

А вы летали над Ямалом? Какие впечатления? А пилоты говорят, с высоты 10 000 метров Ямал выглядит, как поверхность Луны. Круглые озера напоминают лунные кратеры из документального фильма. Север испытывает на прочность, но не все проходят это испытание.

Из исторических документов Юрия Мамонтова, военного летчика 1 класса, ветерана военной службы, ветерана труда

В 1977 году закончил Армавирское летное училище летчиков. Служил в истребительной авиации ПВО. Летал на дальних перехватчиках на Заполярном Урале, в том числе и на Мыс Каменный.
Часы остановились в 19.27.

1 октября 1970 года тяжелый АН-12Б произвел посадку на Мысе Каменном. На Севере давно зима. За штурвалами экипаж Второго Тюменского авиаотряда. Он доставил долгожданный груз для Ямальской нефтеразведочной экспедиции. Через полтора часа после посадки экипаж занял места в кабине. Запуск. Выруливание. Разрешение на взлет. Взлет в 19 ч.11 мин. Маршрут – домой, в Тюмень. За бортом — ночь и пустая местность без ориентиров.

РАДИООБМЕН:
Командир: Мыс Каменный, взлет произвел. Борт порядок.

Мыс Каменный: Разрешаю левым на Тюмень. Счастливого полета.
(В 19 час.15 мин. встают два двигателя на левой плоскости. Экипаж зафлюгировал винты отказавших двигателей.)

Командир: Мыс Каменный, у нас отказали два двигателя. Оба слева стоят. Посадка у вас.

(Высота была 900 метров. Длина полосы (ВПП) – 2 000 метров. Курсоглиссадной системы нет (на приборах в кабине стрелки положения не работают). Заход на посадку — по командам с земли.)

Мыс Каменный: Разрешаю заход на посадку. Видимость — две тысячи. Ветер на посадке встречный — пятнадцать, порывистый. Поземка.

(АН-12 вошел в круг и стал выполнять развороты со снижением и выходом на посадочную прямую).

Командир: Старт, полосу вижу. Выпустить шасси! Включить посадочные фары!

(Высота была 250 метров, что ниже необходимой на 150 метров).

Командир: Не хватает тяги.. .Тяги нет. Низко идем. У вас какая длина концевой полосы безопасности?

Мыс Каменный: Нет полосы безопасности. Посадку разрешаю, ветер… Низко идете!

Командир: К посадке готовы. Скорость падает. Грузовой. Открыть!! Убрать шасси!! При касании всем покинуть самолет!

Самолет продолжал снижаться, скорость падала. Четвертый двигатель на взлетный режим не выходит. На скорости 220 км/ч произошло столкновение с землей. Время 19 ч. 27 мин. Самолет упал от посадочной полосы на расстоянии 2 200 метров.

При столкновении самолет стал разрушаться и загорелся. Отдельные части самолета погрузились в заболоченное озеро. На фюзеляже был открыт грузовой люк полностью. Им никто не воспользовался.

После расследования выяснилось: два двигателя на левой плоскости отказали по причине забивания фильтров топливопроводов кристаллами льда. Руководство аэропорта Тюмени объяснило: «Мы не знали, что полет будет выполняться в Заполярье». Погибли все находившиеся на борту АН-12Б.

Таких случаев с замерзанием топливных фильтров и других частей было большое количество. Благодаря помощи диспетчерам с земли многие могли посадить свое транспортное средство вслепую и спасти свой экипаж.

Вспоминает Михаил Лебедев – летчик испытатель в своем блоге в соцсетях.

— Сам чуть-чуть не остался в районе Мыса Каменного навсегда. Летел на АН-2 из Салехарда в Антипаюту с дозаправкой на обратный путь в Каменном. После взлета в Антипаюте прошел Каменный ночью на эшелоне на Салехард. За бортом -42, а мы в ботиночках — на танцы в Салехарде собрались. Отошел минут на 10 — упало давление масла. На малом газу спланировал на Каменный, который через 5 минут закрывался до утра. Я в зоне был последний. Ребята-диспетчеры и радисты задержались, все включили. Сел, по инерции срулил по РД, она была в центре, добавил газ, остановился на ближайшей стоянке и ……. 15 сек. Полное разрушение в двигателе. Винт не провернулся. Никогда не забуду Мыс Каменный и ребят диспетчеров! Спасибо Вам! Летал после этого много, где и много на чем. Был испытателем. Но это не забуду никогда! Север шутить не любит.

— Мой батя в 77-ом летал на Мыс Каменный из Усть-Каменогорска. Вспоминал, как ему пришлось менять зимой на улице двигатель ИЛ-14-го. По его рассказам, ощущения от мороза 45 с ветром и стай собак, размером с волка, незабываемые. Боялись по одному ходить, — пишет в комментарии Егор.

— Летал на Саббету, дозаправка (если не было допбаков) была на Мысе Каменном. Многие говорят, что озера напоминают кратера вулканов. Не знаю — мне они напоминали воронки после взрывов, слишком уж ровные формы для озер, не могут быть такой правильной формы просто озера. И вертолеты там постоянно летают с перегрузами, с вертолетки взлетают, как на самолете, с разбега…, — рассказывает в комментарии Сергей.

Александр Солопов вспоминает, как его родная тетя Мария Алексеевна Андреева вместе с мужем-радистом Игорем Васильевичем работали в аэропорту Мыса Каменный в конце 40-х — начале 50-х годов. Тетя, которой теперь 92 года, живет в Таганроге. К сожалению, ее муж ушел из жизни.

И таких фактов множество. Надо отдать должное всем пилотам, которые хоть когда-то покоряли Север. Он действительно не любит шуток.

Но нет больше аэропорта «Мыс Каменный», как и нет поселка Авиаторов. Остались не расселенными несколько домов. Закончилась история. Теперь об его существовании и не вернувшихся летчиках напоминают оставшиеся части самолетов по всей территории Ямала.

Каждый работник этой отрасли — настоящий профессионал, иначе и быть не может. Спасибо вам за то, что люди могут летать, за то, что в небе нам комфортно и спокойно. Ваша работа — это не только романтика полетов, но и огромная ответственность. Чистого неба, лётной погоды и всяческих благ!

Валентина Ноженникова
по материалам журнала «Уральский следопыт»

Полномочия фонда – большая ответственность

Владимир Путин расширил полномочия фонда «Защитники Отечества» 3 февраля 2024 года внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 2023 года «О создании...

И превратились в белых журавлей…

Патриотическое мероприятие организовали в рамках нового формата «Бессмертного полка». Ученики и учителя приносят в школу фотографии родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Артём всегда на связи

Ярсалинец Артём Ного вот уже пять лет трудится в рядах противопожарной службы Ямало-Ненецкого автономного округа по муниципальному округу Ямальский район. А начиналось всё с...

Борьба с природой

В Ямальском районе количество выпавших осадков превышает месячную норму. Снегопады и метели становятся причиной многих проблем. Село Салемал практически без остановки проводит обширную работу по уборке снега и очистке дорог.

Они первыми реагируют на зов о помощи

30 апреля свой профессиональный праздник отмечает одна из самых жизненно необходимых служб быстрого реагирования – пожарная охрана. В Ямальском районе это 165 грамотно и...