«Ум-ка» не отдыхает

Учебный год завершился, но кочевая группа детского сада «Олененок» продолжает свою работу. Воспитатель дошкольного образования Надежда Худи рассказывает воспитанникам об особенностях весеннего периода в тундре: таянии снега, рождении оленят, подготовке к следующему году. А между всеми делами сеяхинские дошколята не забывают о главном – они готовят руку, речь и сознание к школе.

Замечательно, когда человек умеет совмещать приятное с полезным, а любимое дело – с работой. Уже на протяжении нескольких лет Надежда Яхочевна работает воспитателем кочевой группы «Ум-ка» Сеяхинского детского сада. Она живет в тундре и ездит по стойбищам, обучает детей оленеводов по дошкольной программе. А главным помощником является сама природа, она подсказывает тему занятий. Весной, например, дети наблюдают за таяньем снега, появлением проталин, течением ручейков, следят за пробуждением природы от зимней спячки. Ребята с воспитателем во время прогулок закрепляют знания о признаках весны, о взаимосвязях в природе. После наблюдений через чтение художественной литературы, математические задания, художественное творчество воспроизводят, о чем узнали сегодня.

— Я люблю тундру и детей обожаю. Мне очень нравится работать с моими воспитанниками. Они любопытны и любознательны. С ними интересно исследовать мир. Мы изучаем все сферы жизнедеятельности человека и окружающей среды. В тундровых условиях много опасностей, подстерегающих нас на каждом шагу. На занятиях мы изучаем начальные знания о безопасности, которые необходимы для жизни детей не только в условиях городской жизни, но и в кочевых условиях. В процессе наблюдений, изучения погодных условий рассказываю детям об опасных явлениях, правилах поведения людей на воде, мерах предосторожности во время прогулок у водоема, — отмечает воспитатель.

Всего у Надежды Яхочевны в этом учебном году 17 воспитанников. Ежегодно выпускается по 2-3 ребенка. Дети идут в Сеяхинскую школу-интернат. Перед поступлением с ними также проводится диагностика, которая показывает, насколько, ребенок готов пойти в 1 класс. Стоит отметить, что ребята, которые занимались в кочевой группе, всегда готовы к школе.

— Мои воспитанники живут в разных стойбищах далеко друг от друга. Я их не собираю вместе, сама езжу к каждому в чум. Чаще ездим на снегоходе, реже – на оленях. Дети распределены по месяцам. Зимой я чаще провожу занятия у тех, у кого дальше расположены чума. Весной, когда наступает распутица, веду занятия у других. Летом также не сидим без дела, снаряжаем другую технику и едем по стойбищам. Мы с воспитанниками ежедневно соприкасаемся с природой. Зимой любуемся заснеженными просторами тундры, быстрым бегом оленей, наблюдаем за песцами и куропатками. А на занятиях закрепляем знания и расширяем кругозор, отражая свой интерес и отношение к природе, изображая в творчестве то, о чем мы узнали на занятиях, — с неподдельным интересом и любовью рассказывает женщина.

Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи. Поэтому воспитатель дает некоторые рекомендации родителям своих воспитанников, а сама целенаправленно обучает детей, создавая интерес к родному языку, способствуя развитию творческого отношения к речи. В копилке у Надежды Яхочевны есть множество игр и упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать в тундре на прогулке, в дороге или перед сном.

— У меня есть свой чум. Бывает, дети приезжают ко мне — мы проводим занятия. Чаще я к ним езжу, ночую у них. Очень много общаемся, разговариваем за выполнением работы, наблюдаем за родителями, интересуемся у них. Ни для кого не секрет, что сейчас в тундре используют два языка. На занятиях в кочевой группе также часто использую ненецкий и русский язык одновременно для того, чтобы дети четко понимали смысл сказанного, — говорит Надежда Худи.

Ребенок приобретает знания и умения от взрослых. Это предъявляет большие требования к речи мам и пап как по содержанию, так и по форме. Воспитатель должен обладать различными умениями в рисовании, конструировании, пении и т.д. Обучение — процесс двусторонний. Оно имеет успех только при активном участии в нем как воспитателя, так и детей.

Надежде Яхочевне принадлежит руководящая роль: она не только сообщает новый материал, но и добивается его усвоения, активно влияет на познавательную деятельность детей, руководит ею. В результате обучения усваиваются знания, умения и навыки, а также в ходе учебной деятельности изменяется личность ребенка. Он становится увереннее и самостоятельнее. Короткое северное лето вступает в свои права, а у воспитанников кочевой группы «Ум-ка» новые заботы и открытия.

Антонина Серасхова, внештатный корреспондент

Читать также

Ямал стал одним из 15 пилотных регионов по внедрению платформы «Моя школа». Она начнет работать с 1 сентября в 26 учреждениях

«Ямал-Медиа» сообщили, что с этого года ямальские школы будут учиться на новой платформе «Моя школа». Накануне 1 сентября ее...

Холода не за горами

Ямальские объекты жизнеобеспечения готовят к началу отопительного сезона

Спорт – норма жизни

В преддверии праздника - всероссийского дня физической культуры и спорта в Мысе Каменном провели мастерскую творческих дерзаний «Краски Севера»

Как живёшь — Салемал…

В традиционной рубрике мы продолжаем знакомить вас, дорогие читатели, с жизнью поселений нашего Ямальского района