Ежегодно в конце осени в Ямальском районе определяют лучших в педагогическом мастерстве. Учителя и воспитатели проходят целую череду профессиональных испытаний. Кому досталась пальма первенства в этом году, расскажем в нашей статье.
В рамках муниципального этапа конкурса учителя словно побывали в машине времени – вновь превратились в учеников: отвечали на вопросы, решили уроки и кейсы, тщательного готовились к экзаменам на профмастерство и методическим семинарам. Для всех них конкурс стал новым этапом, стимулом, а для кого-то даже выходом из зоны комфорта. Конкурсная неделя у педагогов выдалась весьма напряжённой, ведь им предстояло показать все профессиональные наработки, практический уровень взаимодействия с учениками. К примеру, в рамках урока «Воспитательное событие» им это очень даже удалось. Учителя показали профессионализм и как они умеют заинтересовать ребят. А искренний интерес в глазах учеников и их самоотдача стали достойной наградой за усилия.
– Сегодня темой моего урока стала безопасность в сети интернет, темы была выбрана неслучайно. Буквально на днях коллега поделился случаем из жизни, о том, как его попытались обмануть мошенники. Ребята на «ты» с компьютером, тема им близка, поэтому отдачу от учеников я увидела. Важно быть с ребятами на одной волне, стараться, чтобы твой урок был интересен. В этом и заключается важная задача педагога – вовлечь в учебный процесс ребят, – рассказывает учитель физики ЯШИ, Елена Щеблова.
За уроками конкурсантов внимательно следило профессиональное жюри конкурса. Экспертная комиссия проставляла баллы, давала комментарии и советы. Так, одной из конкурсанток Асемгуль Бокбаевой, учителю химии и биологии Новопортовской школы-интерната порекомендовали вовлекать в урок больше детской аудитории.
– Всё было хорошо. Тема прекрасная, интересная, у всех она отзывается без исключения, но я бы порекомендовала, чтобы Вы больше привлекали ребят для участия в диалоге, детям важна вовлечённость, они хотят чувствовать себя значимыми, – высказалась член жюри Лариса Фадюшина.
Говорили в рамках уроков и о тех, кого сложно привлечь к учебному процессу. Причины тут разные – стеснительный ребёнок, неформальный лидер, просто не желающий учиться. И ко всем нужен индивидуальный подход. А как его найти? Ответить на этот вопрос педагоги попытались в рамках Кейсов. Одной из групп поручили найти подход к смышлёному, но замкнутому ребёнку, школьнице Оле.
– У меня в практике был подобный случай, да и наверняка всем вам он знаком – дети на уроках физкультуры боятся прыгать через «козла». У меня был мальчик, который стоял в стороне и на уговоры сделать упражнение отрицательно качал головой. Все дети могли, а он нет. Я принял решение поддержать его и выполнить упражнение вместе с ним. Несмотря на возраст я скакал через снаряд наряду с ребятами. Видя мою поддержку, парень справился с волнением – и у него всё получилось. Этот случай наглядный пример взаимодействия между учителем и учеником, который поможет решить проблему замкнутости, робости, страха, – поделился с коллегами профессиональным примером Дима Чинчаладзе, учитель физкультуры из Мыса Каменного.
Каждый ребёнок имеет свои особенности. Кто-то стесняется проявить свои способности, а кто-то наоборот, приобретает негласно статус неформального лидера и забирает на себя роль руководства волей одноклассников. Один из кейсов касался темы как избавиться от баловства на уроках и несерьёзного отношения к учителю и его предмету. Как оказалось, многие из педагогов сталкивались с такой проблемой в начале своей карьеры.
– Мне кажется, тут важно перевести диалог в шуточное русло, но при этом важно сохранить свой авторитет. Также важно выявить того самого неформального лидера в группе и уже через него, путём привлечения к образовательному процессу, наладить контакт с учениками, – делится мнением Мария Дуркина, учитель начальных классов Сеяхинской школы-интерната.
Пока педагоги готовили свои ответы, за ними внимательно наблюдали и сами ученики, точнее, члены детского жюри. Несколько лет назад на базе муниципального этапа конкурса появилось новое жюри, в состав которого вошли школьники из класса психолого-педагогической направленности. Для будущих выпускников, а возможно, и будущих педагогов – это прекрасная возможность получить практические знания и взглянуть на образовательный процесс изнутри.
– Детское жюри работает по специальному оценочному листу, в котором мы проставляем баллы за целый ряд компетенций – от языковой грамотности до креативности и нес-тандартных подходов к занятию. Наши баллы суммируются с общей оценкой тому или иному конкурсанту. Хочется отметить, все учителя огромные молодцы, даже придраться не к чему, – рассказывают ученицы Ямальской школы-интерната, члены молодёжного жюри Алина Салиндер и Кристина Худи.
У тех, кто боролся за звание лучшего воспитателя конкурсные дни так же выдались не самими лёгкими. Им предстояло доказать, что они лучшие в своём деле, неудивительно, ведь на них возложена важная миссия из малышей-несмышлёный вырастить будущих школьников, любознательных и активных. Конкурсантов ждали серьёзные испытания: «рабочий момент», «педагогическая находка», «4К современного мира» и многое другое. Воспитатели рассказали про педагогические находки, проекты по созданию творческой, личностно-развивающей образовательной среды, посещали семинары и прочее.
Одним из самых ярких конкурсных этапов стал мастер-класс для родителей. Здесь педагоги поделились творческими наработками по развитию мелкой моторики у детей, формированию инженерных навыков, логического мышления. Наглядный пример, как привить всё это ещё в детском саду продемонстрировала Татьяна Предеина, воспитатель Мыскаменского детского сада.
– Робототехника – прекрасный инструмент. Планирование и конструирование – это возможность воспитывать компетенции, а не исполнителя. Ну и она развивает навыки Softskills, которые потом помогут детям найти себя в любой другой профессии, развить умение работать в команде, целеустремлённость и прочее, – поделилась мыскаменский педагог.
Важно отметить, в ходе урока родители не были сторонними наблюдателями, а активно включились в практический процесс по сборке легоконструктов на миг окунувшись в детство. В завершение выступления не только эксперты, но и сами мамы и папы малышей дали высокую оценку обучающему инструменту, о котором рассказала воспитатель.
За три дня испытаний ямальские педагоги показали, что у каждого из них свой метод обучения и воспитания. Но все они схожи в одном – важно суметь расположить ученика или дош-кольника к учебному процессу, стать другом и необходимым наставником, и в итоге вырастить развитую личность, которая сможет найти применение своим талантам в будущем.
По итогам состязаний в четверг в Яр-Сале подвели итоги главного педагогического события. В ходе конкурсных сос-тязаний лучшим воспитателем стала Анастасия Перевертун из салемальского детского сада «Золотая рыбка». А в номинации «Учитель года Ямала-2024» победила участница из Панаевской школы-интерната Алевтина Маркова. Впереди победителей ждёт участие в окружном этапе конкурса педагогического мастерства. Поздравляем с победой!
Оксана Степанова