Сталинские стройки на Ямале

В архиве Ямальского района вспоминали Сталина. Так состоялась познавательная встреча с десятиклассниками ЯШИ

Организаторы приложили массу усилий, чтобы в рамках Арктической недели на Ямале доступно рассказать воспитанникам Ямальской школы-интерната о строительстве в Ямальском районе и ЯНАО в период Сталинского правления, а точнее с 1940-1960-е годы.

– Конечно же не обошли стороной время Великой Отечественной войны. Именно она показала слабую защищённость Арктического побережья СССР и его внутренних северных водоёмов.

Вспомнили с ребятами как в 1943 году немецкое правительство планировало создать немецкую базу в районе Обской губы. Была необходима блокада подводными лодками западного участка Северного морского пути. Так, в районе Мыса Каменного и Нового Порта было решено возвести имитацию подводных военных баз. В рекордно короткие сроки были построены деревянные пирсы для якобы базирования советских подводных лодок. Вся инфраструктура базы была муляжом. Но даже строители не догадывались – что они строят. Немецкая авиация совершавшая облёты, наблюдала интенсивное движение в этих районах людей и техники поэтому и отказались от своих планов, – рассказала Роксолана Далтаева, специалист архивного отдела.

«Сталинский» уникальный пирс в Новом Порту, вошёл в комплекс Новопортовского рыбозавода. Это был построенный подвесной мост длиной в десятки метров, проходивший над водой и уходивший под землю, в вечную мерзлоту. Впоследствии этот тоннель превратили в натуральный холодильник для выловленной северной рыбы – ещё один уникальный сталинский объект.

– Новопортовский мерзлотник – это крупнейший в мире естественный холодильник для хранения рыбы. Работа по его строительству шла вплоть до 1960 года. Руководил проектом Густав Юльевич Бекман, – продолжал специалист.

На то время строение состояло из трёх штолен общей площадью 1 га. Всего внутри было расположено 7 вентиляционных шахт и 20 пещер. Вмещал большой холодильник порядка 1750 тонн рыбы.

Мерзлотник и сегодня используется по своему прямому назначению. Но со временем его площадь значительно уменьшилась, в отличие от других объектов сталинских времён.

– 1947 г. Совет Министров СССР принял постановление по строительству морского порта в Мысе Каменном, а также начать прокладку железной дороги по маршруту Чум – Обское – Яр-Сале – Новый Порт – Мыс Каменный. С того времени как в обществе начались разговоры о «сталинке», укоренился миф о том, что после войны на полуострове Ямал велась железнодорожная стройка 502-я до Мыса Каменного. Кто первым это придумал неизвестно, но многие подхватили, исходя из логики. На самом деле документов о такой нумерации железнодорожного строительства не представлены. Это строительство ошибочно называли 502-й стройкой, – отмечает Роксолана.

Роль железной дороги первоначально сводилась к обслуживанию порта. Сама база флота должна была находиться в Мысе Каменном, а в Новом Порту строили различные вспомогательные объекты. В 1949 г. окончательно выяснилось, что район Мыса Каменного не пригоден для расположения крупного морского порта.

Новую железную дорогу приказано было тянуть теперь вдоль полярного круга на Восток. Дорогу строили заключённые. Каждый километр дороги давался нелегко. В 1953 году правительство приняло решение о приостановке строительства и консервации железной дороги. Построенные участки оказались заброшенными.

Министерство путей сообщения добилось решения о ликвидации всех подразделений строительства, кроме участка Чум – Лабытнанги, принятого в 1955 году в постоянную эксплуатацию. Станция Чум – это начало действующего участка Трансполярной магистрали «Чум-Обская-Воркута».

– Так на полуострове Ямал в сталинскую эпоху закончилась история железнодорожного строительства, которое в общественном мнении ошибочно получило название 502-я стройка, – подытожил специалист.

Небольшой, но очень познавательный урок завершился экскурсией.

В. Лазарева

От Яр-Сале до Аксарки на один день организуют технический проезд

Крайний рейс! Из Яр-Сале пару часов назад выдвинулась колонна спецтехники. Подрядная организация, задействованная в завершившемся сезоне на содержании зимника, прибыла, чтобы забрать свою технику.

Свидетели истории

Ярсалинец стал участником проекта «Герои Ямала» Идея проекта «Герои Ямала» проста – встреча с ветеранами, чьи имена вошли в «золотой фонд» региона. Идею волонтёров в...

До окончания голосования за объекты благоустройства остались считанные дни

Совсем немного времени осталось до завершения голосования за объекты благоустройства 2025 года. Лидеры в большинстве городов и районов уже определились, но жители Ямала еще могут повлиять на результаты.

В увлекательное путешествие

Школьники Ямальского района побывали в Санкт-Петербурге, в рамках регионального проекта «Путешествие 89» В программе образовательного путешествия знакомство ребят с вузами Северной столицы. В течение нескольких...

Считаные дни остались до завершения эстафеты Дня оленевода на Ямале

В самом северном поселении Ямальского района к празднику начали готовиться задолго до начала объявления торжественных мероприятий. Все сферы готовятся встретить гостей и участников День...