Международный день коренных народов мира традиционно отмечают малочисленные народы Севера
История и культура ненецкого этноса, одного из самых больших по численности среди коренных малочисленных народов Севера, имеет научную и учебно-познавательную значимость, особенно для специалистов по регионоведению. Ненецкий язык относится к северной подгруппе самодийской ветви уральских языков. Язык делится на два диалекта: тундровый, распадающийся на западные и восточные говоры, и лесной, отличающийся своеобразием фонетического состава.
В настоящее время ненцы расселены на огромной территории, простирающейся с запада на восток на несколько тысяч километров. В европейской части выделяется несколько ненецких ареалов («тундр»): Канинско-Тиманская, Малоземельская, Большеземельс-кая. За Уралом ненцы живут в низовьях Оби и Енисея, на Ямальском, Тазовском и Гыданском полуостровах.
В результате процесса внедрения христианства в ненецкую культуру наблюдается синкретическое состояние их религии. Так, под влиянием христианства верховное божество ненцев «Нум» приобретает черты христианского бога. Хотя официальная статистика религиозности в России не дает регионального среза, однако анализ календарных праздников ненцев действительно фиксирует тесную связь православных праздников ненцев с основными циклами хозяйственной жизни: Благовещение — начало весенних перекочевок; Егоров день — считалось, что к этому времени надо подойти к отельным местам); Праздник Николы — начало ледохода; Петров день — конец вонзевого лова рыбы; Ильин день — середина лета; Успенье — убой оленей на малицы и др.14. К традиционным народным праздникам ненцев следует отнести Весеннее одаривание небесного бога-грома оленем. Ненцы-старожилы помнят, как в былые времена они сами и их предки отмечали этот весенний праздник. В этот день ненцы просили бога-грома о теплом лете, ниспослании удачи и благополучия, достаточной пищи для оленей на летних пастбищах.
Народная культура ненцев представлена типичными для всех северных народов жанрами и хорошо представлена в работе Л. В. Хомич. В устном народном творчестве широко распространены сказки, лирические песни, загадки. Тематика ненецких загадок тесно связана с основными занятиями ненцев, кочевым бытом, природой и животным миром тундры.
Ненецкий музыкальный фольклор разнообразен по жанрам. Наиболее распространенными являются эпические произведения, которые подразделяются на два основных виды: героические песни, песни о богатырях, героях и песни-плачи. Героические песни — наиболее древние и архаичные. Основными темами в них являются поиски жены и кровная месть. Песни-плачи обычно представляют собой повествования о злоключениях какого-либо лица. По-видимому, их появление относится к более позднему периоду, так как в некоторых из них налицо отражение классового расслоения и эксплуатации.
Ненцы, как и другие коренные малочисленные народы Севера, получили свою письменность в начале 1930-х гг. В 1932 г. был издан первый букварь на ненецком языке. Автором его стал первый советский специалист по языкам самодийской группы Г. Н. Прокофьев. На ненецком языке уже в эти годы начали издаваться книги и газеты. На высокий уровень владения родным языком повлияли такие факторы, как моноэтничность и компактность проживания, высокий удельный вес ненцев, занятых в традиционных отраслях жизнедеятельности (25,7 %), отдаленность от оживленных цивилизационных путей, наличие в поселках школ с родным языком.
«Жизнь меняется. И это хорошо. — Сегодня традиционное жилище можно смело назвать «умным чумом». Современные технические средства прочно вошли в обиход практически каждого хозяина. Всё говорит о том, что ямальский оленевод берет лучшее, что может предложить прогрессивный мир.
Сегодня наша историческая миссия – сохранить традиции и приумножить наследие, доставшееся от предков. От нас, и только от нас зависит, будут ли встречать наши потомки следующие юбилейные даты. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы подрастающее поколение воспитывалось на основе общих для нас ценностей.
И я уверен, что вместе мы справимся с этой задачей!» — подчеркнул глава Ямальского района Андрей Кугаевский, выступая на церемонии награждения в рамках юбилейного, 60-го Слета оленеводов и охотников в апреле 2021 года.
В. Александров