Картина со стены, немного «волшебства» на компьютере, побольше упорства и терпения — и произведение искусства руками детей — на суд жюри и зрителей. В Сеяхинской школе-интернате не первый год учат детей строгать, пилить, ремонтировать, а также работать на 3Д-принтере по пластику и дереву и других инструментах.
Чем с большим числом видов деятельности ученик познакомится, тем шире будет его кругозор, выше шансы правильно выбрать будущую профессию. Поэтому школьная программа по технологии в среднем звене очень разнообразна. Подросткам предлагают самые разные направления, чтобы заинтересовать, обучить азам предмета. С 5 класса мальчики на уроках технологии знакомятся с электроинструментами и приступают к работе ножом и напильником. Кроме этого, выполняют презентации по изучаемой теме и знакомятся с программами уроков технологии на компьютере.
— Основные задачи, которые стоят передо мной как учителем – это дать учащимся представление о различных материалах, инструментах, станках и научить ребят работать с инструментом: правильно держать, соблюдать технику безопасности, предполагать результат работы. На уроках мы знакомимся со станками и оборудованием, даю представление о возможностях техники, проводим практические занятия, мастер-классы. А также уделяем внимание конструкторскому делу — обучаю составлять и читать чертежи. Сравнивать так ярко не хочется, но видно сразу — например, дети оленеводов хорошо владеют рабочими инструментами. У них развиты навыки строгания, это здорово. Видно, что в тундре они работали ножом, топором, ножовкой, их учили и, видимо, это необходимость. Вот ребята, проживающие в поселке, хорошо выполняют работу на компьютере. А так все ученики с удовольствием строгают, пилят и ремонтируют, — рассказывает Рашит Рахматуллин, учитель технологии Сеяхинской школы-интерната.
Рашит Махмутович работает в школе пятый год. За это время он привил любовь к урокам технологии у многих сеяхинских ребят. А чтобы лучше и увлекательнее работалось, учитель сразу попросил у руководства школы приобрести необходимые для занятий инструменты и станки.
Фрезерный станок по металлу, 3Д-принтер по пластику и дереву, фрезерный гравировальный станок с программным управлением, сверлильный и деревообрабатывающий станки и шлифовальный станок, на котором ребята точат ножи — все они находятся в классе, а некоторая их часть хранится в кладовке. Берутся они по мере применения. Не со всеми станками допускается работать детям по возрастным ограничениям. Ученикам нравится работать руками, а когда они устают немного, учитель пересаживает их за компьютеры, где также немало серьезной работы.
— Ребята выполняют коллективные работы: одно изделие делим на всех. Каждый ученик «строит» на компьютере в программе свою часть работы — например, оленя, другой делает чум, третий – человека, еще кто-то рисует в объеме деревья и т.д. А потом все соединяем. Дети северные, им нравится изображать свой родной край – тундру. Они с удовольствием рассказывают о жизни в тундре, о занятиях дома. Дети, проживающие в поселке, ведают о походах по окрестностям, о поездках на лодке или снегоходе. Это так увлекательно и интересно слушать, ребята очень любят свою Родину, свои родные просторы, – говорит педагог.
— Сегодня мы делаем разделочную доску. Сначала работаю на компьютере — в специальной программе «срезаю» не нужные части, куски, рисую в 3Д-узоры по краю изделия, сделаю проем для того, чтобы доска могла висеть за гвоздь. А потом подключаем станок и вырезаем по-настоящему. Интересно работать в этой 3Д-программе, но мне больше нравится строгать руками. В тундре я мастерю маленькие нарты, а на кружок технологии пошел, потому что мне интересно, — рассказывает Денис Яптик, ученик 6 класса Сеяхинской школы-интерната.
Серьезным достижением ребят, посещающих дополнительные занятия по технологии, стало участие в IV фестивале искусств и творчества «Дыхание Арктики». Ученики Сеяхинской школы-интерната стали победителями и призерами в номинации «Декоративно-прикладное творчество». Теперь опыт участия есть, умения трудиться — хоть отбавляй, желания и терпения — не занимать. Остается пожелать детям и учителю вдохновения, мастерства и дальнейших побед!
Антонина Серасхова, внештатный корреспондент газеты «Время Ямала»