Равные возможности – равные права

В Ямальской школе-интернате им. Василия Давыдова заложено всё необходимое для обучения, развития и творчества детей. Но, кроме этого, в школе также есть и специально созданная безбарьерная среда, позволяющая обеспечивать полноценное комфортное нахождение в здании детей с ОВЗ.

Школа-интернат в административном центре Ямальского района – самая большая такого типа в России: в ней учатся более 1 700 детей. И все они когда-то получали знания в старой школе, как сейчас её уже называют и школьники, и сами педагоги. Занятия проходили в две смены, под учебные классы пришлось отдать даже часть спального корпуса. Но с сентября прошлого года более 900 ребят перешли в новое здание.

Кабинеты образовательного учреждения оснащены самым современным оборудованием. На первом этаже предусмотрена индивидуальная система хранения, где дети оставляют сменную обувь и одежду. Спортзал расположен в отдельном строении, которое соединено тёплым переходом с основным зданием.

В новой школе есть информационно-библиотечный центр и творческие мастерские для 3D-моделирования, столярно-слесарного, кулинарного и гончарного дела.

Кроме этого, здание подготовлено и оснащено специально для тех детей, у которых ограниченные возможности. От того, насколько они включены в повседневную жизнь общества, зависит их социальное благополучие, отношение к ним окружающих людей.

Программа «Доступная среда» реализуется не только в городских учебных заведениях, но и в сельских поселениях нашего муниципального образования, создавая тем самым возможность всем без исключения ребятам учиться в современной, технически оснащенной школе, общаться с друзьями, творить, получать необходимый поток дополнительной информации.

В новом корпусе Ямальской школы созданы все условия безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями, обеспечены их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.

Программа «Доступная среда» является комплексом, включающим техническое оснащение зданий, которое даёт возможность людям с ОВЗ быть наравне с остальными, помогает намного лучше ориентироваться в пространстве, свободнее и доступнее перемещаться внутри помещений и легче приспосабливаться к жизни.

О результатах адаптации школы для детей с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения рассказал заведующий хозяйством Ямальской школы-интерната им. В. Давыдова Иван Брейнер.

– При входе в здание школы внизу, около крыльца, есть специальный подъёмник в виде лифта. Например, ребёнок туда подъехал, вызвал охранника с помощью кнопки вызова, тот открыл ему — и он поднялся наверх с помощью этого подъёмника к основному входу. А дальше уже в сопровождении специалиста или родственников он двигается дальше. Также при входе — антискользяшее покрытие. На другие этажи можно подняться также, с помощью лифта. Расстояния дверных проёмов учтены, чтобы дети на колясках могли проходить без затруднений. И через пропускную систему — тоже, так как ширина зоны прохода турникетов соответствует требованиям, – рассказывает специалист. 

Также здание школы отвечает потребностям слабовидящих — от главного входа проложена тактильная плитка (плитка Брайля). На полу размещены направляющие, которые дают сигнал о начале пути, поворотах во время движения и окончании следования.

В школе такая плитка есть на каждом этаже и сделана она из металла — это отличная, но дорогая альтернатива бетонной плитке. При этом она менее тяжелая, но в то же время обладает повышенной прочностью и стойкостью к перепадам температур.

Плитка Брайля впервые появилась в городе Окаяма в Японии в 1967 году. Её создателем был местный изобретатель и заводчик сенбернаров Миякэ Сэйити. Идея пришла в голову новатора после случая, когда он увидел, как незрячий человек с тросточкой, пытаясь перейти проезжую часть, едва не попал под машину.

Большая площадь тактильного пространства — это отличный вариант для организации пешего пути незрячего на протяжённой территории. За счёт рисунка рельефной поверхности (конусы и полосы) плитка помогает незрячему «увидеть» свой путь движения и возникающие препятствия. Тактильные указатели информируют человека с ограничениями зрения о расположенных впереди специальных стендах — тактильных мнемосхемах, информационных табличках и терминалах.  

На первом этаже Ямальской школы находится тактильная мнемосхема, на которой представлен план расположения помещений, коридоров и схема прохода по ним на этаже здания, со звуковым сопровождением и сурдопереводом. Основное назначение мнемосхемы – помощь незрячим и слабовидящим людям в ориентации, указание пути движения. 

Есть в школе и информационные таблички и терминалы. Тактильные таблички, выполненные шрифтом Брайля, дублируют основной информационный текст.

Стоит отметить, при разработке плана мероприятий по программе «Доступная среда» был детально проработан один из важных нюансов – учтено оборудование санитарно-гигиенического помещения с установкой универсальной кабины. Во-первых, путь к санузлам указан тактильными направляющими на полу. Во-вторых, перед входом в туалет размещена мнемосхема с расположением санузла. В-третьих, входная группа расширена и выделена светоотражающей лентой, а внутри всё, как положено по нормам – три поручня и кран с инфракрасным включателем воды.

В целом по всему зданию школы оборудованы световые маяки, в наличии информационная бегущая строка, информационный терминал с сенсорным экраном. В комнате охраны имеется телефон с крупными кнопками. 

– На каждом этаже есть кнопки сигнала, с помощью которой в случае чего можно сделать вызов — и сигнал поступит в комнату охранника. Также по всей школе есть универсальные кабины, зоны отдыха, специальные тактильные таблички. Кроме того, расстояния между партами в классах учтены тоже, и в столовой. При необходимости есть специальные парты для детей с ограниченными возможностями, которые регулируются под них, чтобы им было удобно заниматься, – говорит Иван Брейнер.

Таким образом, в Ямальской школе-интернате полностью обеспечено комфортное нахождение людей с ограниченными возможностями. Программа «Доступная среда» для школы – это, прежде всего, обеспечение доступа к образовательному ресурсу, исключение любой дискриминации учеников и создание специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Валерия Окотэтто

ПРОГОЛОСУЙ ЗА БЛАГОУСТРОЙСТВО

Безопасность превыше всего

С персоналом и подопечными учреждений проводятся беседы о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, правилах поведения при возникновении внештатной ситуации. Особое внимание уделяется вопросам быстрой и своевременной эвакуации людей из здания. На этот раз пожарно-тактические учения прошли в детском саду «Оленёнок».

27 марта — день войск Национальной гвардии Российской Федерации

Паблик регионального филиала фонда «Защитники Отечества» во «ВКонтакте» 27 марта поздравляет всех сотрудников Национальной гвардии Российской Федерации с профессиональным праздником

Ярсалинские детсадовцы приняли участие в конкурсе «Экокостюмы эколят»

В детском саду «Солнышко» прошло творческое состязание «Экокостюмы эколят», организованное в рамках Всероссийского конкурса «Эколята-дошколята».

И в праздник на постоянном дежурстве

На прошлой неделе в концертном зале дома культуры «Яля сэв» администрация муниципалитета чествовала людей, от чьей ежедневной работы тепло, свет и уют в домах, социальных учреждений и предприятий, благоустройство посёлков, доступность и качество бытовых услуг – работников жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения.

Глава Ямала объявил о старте программы по освоению базовых спортивных навыков

На Ямале школьников начальных классов будут учить плавать и кататься на коньках. Во время ежегодного доклада губернатор Дмитрий Артюхов объявил о старте программы по освоению базовых спортивных навыков детьми младшего возраста - одном из направлений программы «Ямал – территория детства».