Преемственность, трудолюбие, высокие моральные ценности…

Бальчуговы, Конашевы, Босак, Парыгины – ветви рода Самороковых, который уходит корнями в российскую историю. Семья потомственных казаков Самороковых относилась к числу зажиточных крестьян, поэтому все репрессивные меры (в том числе раскулачивание) не обошли ее стороной. Самороковых сослали на север, и всех – в разные места: Омск, Салехард, Лабытнанги, Новый Порт.

Николай Иванович и Александра Пудовна приехали на Север в 1928 году. Именно с этой поры берет свое начало ямальская ветвь рода Самороковых. Далее ветвь развивалась, так появились Бальчуговы, Конашевы, Парыгины и Босаки.

Николай Иванович трудился в системе рыбкоопа — был заготовителем, заместителем председателя правления, заведующим базой. Ушел из жизни в 1956 году.

Дочь Николая и Александры – Августа — проживала под Тобольском и еще до войны вышла замуж за Михаила Бальчугова, впоследствии пропавшего без вести – в 1942 году в боях под Ленинградом.
С родителями рядом всегда проще! Оставшись одна с четырьмя детьми на руках, Августа переехала жить в Яр-Сале. Девушка была грамотная, работала в столовой, техничкой в райкоме партии, в Ярсалинском потребительском обществе.

Все дети Августы, кроме дочери Альбины, разбрелись по свету, а она окончила Салехардское культурпросветучилище, вернулась в Яр-Сале и устроилась работать в Красный чум.

СПРАВКА
Кра́сные чу́мы — кочевые учреждения культуры, существовавшие в СССР на Крайнем Севере. Создавались в 1930-х годах для всесторонней помощи кочевому населению тундры. Основной целью была ликвидация безграмотности. Красные чумы имели собственные оленьи упряжки. Сотрудники учреждений обучали грамоте взрослое население, оказывали медицинскую и ветеринарную помощь, занимались политпросвещением; организовывали читки газет, журналов, книг; демонстрировали кинофильмы.

Альбина три года каслала с оленеводами по тундре, обучая коренное население грамоте. Работая с людьми и остро чувствуя нехватку знаний, поступила учиться в Омск, где и встретила своего будущего супруга – Дмитрия Конашева, будущего отца своих пятерых детей.

Давая интервью газете «Время Ямала» в ноябре 2002 года, Александр Дмитриевич Конашев, сын Альбины, сказал: «Фактически мы можем называть себя коренными ямальцами. Север ничуть не разбавил нашу казачью кровь. Скорее наоборот, здесь мы учимся жить в экстремальных условиях. И это закаляет человека».

Александр и в жизнь перенес настоящие казачьи черты – не терпит разгильдяйства, слюнтяйства, подлости, лени. Трудовую деятельность начал еще подростком, подрабатывая и грузчиком в рыбкоопе, и рыбаком. Более 20 лет проработал в ЖКХ, постепенно дорос до начальника управления.

«Несмотря на то, что семья большая, все, кроме брата Валеры, получили высшее образование, да и дети пошли по стопам родителей. Семья дружная, сплоченная», – вспоминал тогда Александр Дмитриевич в интервью.

Младшая сестра Александра — Елизавета Дмитриевна Парыгина много лет проработала начальником департамента финансов. Сейчас является Ветераном труда, имеет звание «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа», «Заслуженный работник органов местного самоуправления ЯНАО», получила нагрудный знак за активное участие во Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, имеет Почетные грамоты главы Ямальского района 2000, 2002 гг. и Департамента финансов ЯНАО (2010 год).

Младшие братья – Валерий Дмитриевич и Николай Дмитриевич отработали в Ямальском РОВД милиции много лет; выйдя на пенсию, работали в ЖКХ. Николай продолжает жить и работать в Яр-Сале. Валерия не стало в 2019 году. Сестра — Ирина Дмитриевна Босак работает в администрации Ямальского района.

Бальчуговы, Конашевы, Босак, Парыгины – ветви одного большого рода, которые внесли огромный вклад в развитие Ямальского района. Представители рода работали в различных отраслях: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, органы местного самоуправления, милиция, отрасли экономики и финансов, средства массовой информации. Всегда имели активную жизненную позицию, увлекались спортом и принимали участие в соревнованиях по волейболу и лыжному виду спорта. Не зря на Руси испокон веков существует выражение: «Казачья кровь – не водица». Именно оно очень емко описывает преемственность, трудолюбие, высокие моральные ценности казачьего рода.

Татьяна Проскура, внештатный корреспондент газеты «Время Ямала»

Ярсалинцы погрузились в мир творчества Ямальского ЦВР

В Ямальском районном музее состоялось открытие выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства, ставшей результатом кропотливых трудов воспитанников Ямальского ЦВР.

Непростые, но яркие победы мыскаменцев

В программу мероприятия вошли спортивные соревнования по национальным видам спорта и демонстрация национального северного народного творчества.

Прокуратура Ямальского района защитила в суде трудовые права работника, получившего производственную травму

Прокуратура Ямальского района провела проверку и выяснила, что в начале 2023 года работница ООО «Партнеры Ноябрьск», которое ведёт деятельность на нефтегазовом месторождении в Ямальском...

Жизнь своих

В Ярсалинской библиотеке появилась уникальная книга «Жизнь за други своя» – первый в своём роде сборник воспоминаний и заметок участников Специальной военной операции, сражающихся за...

Для решения проблемы особый подход

Члены Общественной палаты Ямальского района «круглый стол» на тему: «Проблемы нравственного становления современных подростков» Члены Общественной палаты совместно с представителями исполнительных органов власти, правоохранительных и...