Попробовать себя в разных ролях

В одном из прошлых выпусков мы писали о работе воспитателя кочевой группы детского сада «Оленёнок». Время не стоит на месте. Некоторые воспитанники выпустились и пошли в школу, на их место пришли новые малыши.

Холодная ямальская зима в Сеяхинской тундре давно вступила в свои права. Между тем педагог и воспитанники кочевой группы «Ум-ка» ни секунды не сидят без дела. Каждый новый день – новые заботы и закрепление пройденного материала. Как и в любой семье, родители учат детей быть помощниками. Глядя на взрослых, малыши познают мир и подражают действиям старших. Воспитатель Надежда Худи также учит своих маленьких воспитанников ежедневным заботам. Ребята сами накрывают на стол: ставят посуду, достают продукты, а также наводят порядок в чуме, ухаживают за животными. После завтрака убирают со стола, готовятся к занятиям – раздают тетради, ручки, карандаши.

Жизнь в кочевой группе «Ум-ка» — это впечатления, игры, общение, занятия интересными делами, творчество. Будни проходят очень весело и занимательно. У детей совсем нет времени скучать. Минутки отдыха отводятся на интересные развлечения и игры. Малыши очень любят играть конструкторами – пазлами, мозаиками, любят рассматривать книги, делать интересные поделки своими руками, играть в сюжетно-ролевые игры, которые выявляют переживания ребёнка и формируют его чувства. Также развивается и речь детей. В кочевой группе ребятам комфортно, так как созданы все необходимые условия для развития их индивидуальных особенностей.

– Каждый новый день мы начинаем с разных занятий. Например, если – с математики, то старшие дети решают примеры, те, кто помладше, рисуют линии. Для развития моторики выполняем чертежи животных и птиц из геометрических фигур. На следующий день начнём с составления рассказа по картинке. На занятиях по ручному труду будем шить игрушки. А в свободное время мальчики и девочки рисуют карандашами, раскрашивают книжки — раскраски, смотрят мультфильмы, играют в игры, помогают мне по хозяйству. На прогулке играем в подвижные игры, – рассказывает Надежда Худи, воспитатель кочевой группы «Ум-ка» детского сада «Оленёнок».

Кочевая группа — это не просто место, где малыш развивается физически, психически и эмоционально. Здесь он учится общаться со сверстниками и со взрослыми, работать и отдыхать в коллективе, открывать в себе новые таланты. Дети с удовольствием трудятся, могут под наблюдением воспитателя принести воды, сложить и занести дрова, накрывают на стол, учатся шить. Маленьких жителей тундры не пугает холод, они к нему привыкшие. Как только просыпаются, бегут на улицу. Малышей не страшат морозы и пурга. После метели на улице много работы. Дети помогают взрослым отряхнуть от снега жилище, нарты. Кстати, в тундре принято не раскидывать вещи и предметы быта где попало. После работы необходимо их класть на место, иначе во время пурги занесёт снегом.

– В посёлке кажется, что дети из тундры не умеют делать элементарных вещей. На самом деле они прекрасные хозяюшки и хозяева. Дети умеют накрывать на стол, убирать за собой, ловить оленей, запрягать упряжь. Просто в посёлке некоторые умения не пригодятся. В тундре ребятам всё знакомое, всё любимое. Дети с удовольствием следят за оленями, помогают загонять их в кораль. Выбрав нужных, запрягаем нарту и катаемся на оленях. Любая работа спорится у нас в руках, – продолжает свой рассказ Надежда Яхочевна.

В группе – дети разного возраста, сюда принимают с полутора лет. Для совсем маленьких в чуме организовано игровое пространство. Те, кто постарше, уже готовятся к школе и помогают воспитателю. Как мы знаем, в тундре ребёнок 5-6 лет – это помощник по хозяйству. И в кочевой группе «Ум-ка» воспитатель уделяет большое внимание трудовому воспитанию детей. В распорядок дня обязательно включены игры на свежем воздухе, прогулки, беседы по соблюдению правил безопасности около озёр, рек и болот.

– Через игры рассказываю детям о деятельности, через игры мы воспроизводим тундровую жизнь. Я в детстве тоже играла в ненецкие куклы ӈухуко. Рассматривая игрушки, мы пытаемся разглядеть национальные традиции и повседневный быт северных жителей. Игры в Ӈухуко отражают быт ненцев и традиционные промыслы, готовят детей к будущей жизни. У нас в группе «Ум-ка» есть игрушки ӈухуко, которые принадлежали ещё их бабушкам и прабабушкам. Дети бережно относятся к ним, и сами скоро смогут сделать такую же игрушку. Для этого нужны хорошо просушенный клюв гуся, кусок сукна, бисер, нитка с иголкой, а научить – я всех научу, – говорит воспитатель.

В кочевой группе также активно ведётся работа по патриотическому воспитанию детей. Через игры, беседы происходит воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, малой родине, Ямалу и, конечно, к России. Каждому ребёнку в группе предоставляется возможность стать активным участником всех событий, попробовать себя в разных ролях, выдвигать свои идеи и реализовывать их. Так, изо дня в день маленькие жители тундры готовятся стать учащимися Сеяхинской школы-интерната.

Антонина Серасхова

Читать также

1-2 апреля Яр-Сале приглашает на День оленевода

На Ямале обнародовали окончательные даты проведения Дней оленевода. Впервые в этом году состоятся соревнования по этнобиатлону. Также в программе празднования запланировано вручение Чумовых капиталов, сообщает пресс-служба губернатора Ямала.

Яр-Салинская ЦРБ приглашает на диспансеризацию

Диспансеризация проводится в течение года. Ямальцев, которые старше 40 лет, приглашают ежегодно, категорию 18-39 лет – один раз в 3 года. Для этого необходимо обратиться в поликлинику ЯЦРБ, в кабинет диспансеризации, в любое удобное для вас время, с 9 до 17 часов.

Яр-Сале на один день погрузился в «Мир интересных решений»

В субботу, 28 января, юным и взрослым ярсалинцам вновь открылся «Мир интересных решений». Центр внешкольной работы с размахом провел IV открытый фестиваль науки и творчества. Найти занятие по душе на этом масштабном мероприятии смогли дети, молодежь и даже взрослые. Посетила фестиваль и наш корреспондент Валерия Окотэтто.

Снеговик не может прыгать!

Снеговик не может прыгать! А воспитанники Ямальской школы-интерната доказали обратное. Он может не только прыгать, но и качаться! Что для этого сделали Юлия Худи, Алина Сэротэтто и Лиана Салиндер, узнаете на страницах очередного номера газеты.