Первым делом самолёты

Несмотря на то, что людям давно удалось покорить небесные просторы, интерес к полётам не угасает ни у детей, ни у взрослых. Вот и герой сегодняшней рубрики решил навсегда связать свою жизнь с полётами

«В старики мы душой не годимся.
В нас курсантская удаль бурлит.
Славным прошлым по праву гордимся,
Но много дел у нас впереди».
Вячеслав Шуленин

С давних времён люди, мечтая подняться в небо и увидеть землю с высоты птичьего полёта, завидовали пернатым созданиям, летающим под облаками. Так появилась мечта летать.

Человек всегда стремился в небо. И строки популярной песни: «Первым делом, первым делом самолеты, ну а девушки? А девушки — потом», — знакомы каждому. Однако мало кто знает, что в небо пускают не каждого.

Годы учебы
Стать пилотом сложно. Это понимал и Сергей Школа (на снимках). Воодушевленный рассказами о смелых летчиках он с самого детства грезил о полётах.

— В те времена все мальчишки мечтали стать либо космонавтами, либо летчиками. Я был обычным ребенком, и мечты у меня такие же, как и у всех. Конечно, не у всех получилось воплотить мечты в жизнь. Я очень рад, что у меня всё сложилось, — делится герой статьи.

Родился Сергей Владимирович в г. Ивдель, Свердловской области. Густые леса, прозрачные реки — уникальная природа Урала завораживала маленького Серёжу, но, когда мальчик окончил начальные классы, семья переехала на Украину.

Всё шло своим чередом. Вот и средняя школа осталась за плечами — нужно было определяться с профессией, и у юного Сергея не было никаких сомнений: он решил воплотить в жизнь мечту детства – стать пилотом! Но одного горячего желания подняться в небо недостаточно. В первую очередь необходимо поступить в одно из летных училищ страны.

— Дефицит кадров в этой отрасли огромен, но, несмотря на это, чтобы поступить в учебное заведение, требуется не только продемонстрировать хорошие знания, полученные в школе, но и доказать безупречное здоровье, пройдя медицинскую комиссию, — рассказывает Сергей Владимирович.

До звания командира воздушного судна или хотя бы второго пилота выпускнику еще далеко. Никто не допустит за штурвал пассажирского самолета или вертолета вчерашнего ученика. Чтобы претендовать на должность хотя бы второго пилота, курсанту необходимо налетать не менее 250 часов на грузовом самолете. Вместе со 150 часами, который каждый будущий летчик обязан отлетать в училище, опыт получается приличным.

— Чтобы считаться профессионалом, учиться придется всю жизнь — причем, буквально. Правда, и тут есть одно «но»: не все курсанты допускаются до полетов. Инструкторы четко разделяют теорию и практику, и до последней дело доходит не у каждого. Немаловажную роль в получении разрешения на учебные полеты играет психологическая устойчивость курсанта, — продолжает рассказывать о тонкостях профессии опытный пилот.

Летчики сдают квалификационные экзамены и тесты, изучают пилотирование разных типов судов, подтверждают полученные знания. Окончив летное училище, свежеиспеченный летчик получает квалификацию пилота 2 класса (реже — первого) и допуск на полеты на грузовом судне, о чём было написано выше. А вот чтобы перейти в пассажироперевозки, ему необходимо налетать положенное количество часов, а затем получить допуск на управление уже пассажирским судном, сдав соответствующий экзамен.

Годы обучения пролетели, как миг. И вот пришла пора распределения. Тюменское Управление гражданской авиации направило молодого летчика покорять северные просторы. Таким образом наш герой и попал в Мыс Каменный.

— Всё было, будто вчера. Я помню, как прилетел в Салехард, был поражён тем, что увидел: кругом деревянные бараки и снег… много снега. В Каменный я прилетел на самолете — было 20 октября 1977 года. Тогда ещё летал ЯК-40. Выйдя на улицу, опешил ещё больше — минус 25 градусов, снега ровно по колено. Но я знал, куда еду, понимал, что еду работать и особых условий не ждал, наверное, именно поэтому так легко адаптировался. Прилетели мы вдвоем с другом, поэтому было веселее, — окунулся в воспоминания Сергей Владимирович.

Работа мечты
Рабочий день пилота начинается как минимум за два часа до вылета: до того, как сесть за штурвал, необходимо успеть многое. Во-первых, медицинский осмотр — обязательная процедура, которую проходит каждый пилот перед рейсом. Затем брифинг, где экипаж получает данные для полета: планы, карты погоды, бортжурналы. Капитан узнает количество пассажиров и багажа, рассчитывает данные по рейсу – с такими подробностями познакомил меня собеседник. Свою работу он знает, что называется, «на зубок»: Сергей Владимирович Школа в общей сложности налетал около 20 000 часов! Колоссальная цифра, учитывая, какие нагрузки испытывает пилот, выполняя свои профессиональные обязанности. Сергей Владимирович управлял и самолетами, и вертолетами. Его заслуги не раз были отмечены самыми высокими наградами. Он ушел на заслуженный отдых с должности командира вертолета Ми-8 1-ой авиаэскадрильи летной службы открытого акционерного общества авиационной транспортной компании «Ямал».

— Невозможное сегодня станет возможным завтра, у авиации большое будущее — я в этом абсолютно уверен! Мне очень повезло – я обожаю свою профессию и всю жизнь работал на любимой работе. Даже если бы время повернулось вспять, я не изменил бы своего выбора! Я не изменил бы небу», — подытожил Сергей Школа.

Любящий муж и папа трёх дочерей, профессиональный пилот, командир корабля и просто счастливый человек. Его судьба — пример для многих и пусть таких примеров будет как можно больше!

Сегодня авиация – надежный, удобный и самый быстрый вид транспорта. Все это результат самоотверженной работы особых людей – мужественных, талантливых, по-настоящему влюбленных в небо, понимающих огромную ответственность за свое дело. Это результат бесценного вклада многих поколений профессионалов, энтузиастов и подвижников развития отечественной авиации.

Ксения Яковкина

Полномочия фонда – большая ответственность

Владимир Путин расширил полномочия фонда «Защитники Отечества» 3 февраля 2024 года внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 2023 года «О создании...

И превратились в белых журавлей…

Патриотическое мероприятие организовали в рамках нового формата «Бессмертного полка». Ученики и учителя приносят в школу фотографии родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Артём всегда на связи

Ярсалинец Артём Ного вот уже пять лет трудится в рядах противопожарной службы Ямало-Ненецкого автономного округа по муниципальному округу Ямальский район. А начиналось всё с...

Борьба с природой

В Ямальском районе количество выпавших осадков превышает месячную норму. Снегопады и метели становятся причиной многих проблем. Село Салемал практически без остановки проводит обширную работу по уборке снега и очистке дорог.

Они первыми реагируют на зов о помощи

30 апреля свой профессиональный праздник отмечает одна из самых жизненно необходимых служб быстрого реагирования – пожарная охрана. В Ямальском районе это 165 грамотно и...