Ежегодно с июня по август учащиеся младших и средних классов Сеяхинской школы-интерната принимают участие в акции «Готовимся к школе». Ребята получают дошкольное образование, не разлучаясь с родителями. Акция по подготовке детей тундры к школе призвана помочь юным ямальцам адаптироваться к обучению.
— Любая работа, связанная с детьми, требует большой ответственности и предварительной подготовки. Учащиеся восьмых классов посещали занятия по внеурочной деятельности «Основы этнопедагогики», учащиеся 4-7 классов изучали «Введение в этнопедагогику». Разработана особая программа, позволяющая учащимся освоить азы педагогики и применять знания во время летней практики, — рассказывает Меретя Тусида, учитель родного языка и литературы Сеяхинской школы-интерната.
В течение учебного года учащиеся, которые взяли на себя ответственность проводить занятия в тундре, посещали уроки в предшкольной группе интерната: наблюдали за работой воспитателей, смотрели, как опытные педагоги общаются с детьми, как их обучают.
— Предварительная организация работы в тундре включала в себя несколько этапов: это и обучение ребят работе с дневником практиканта, и распределение «рюкзачков первоклашки» среди старшеклассников, и отправка старшеклассников в места кочевий. Во время летней практики учащиеся старались чередовать различные виды деятельности: игровая, учебная, трудовая. Часто гуляли с младшими братьями и сёстрами по тундре для увеличения двигательной активности, повторения и закрепления знаний об окружающем мире, экологическому воспитанию, изодеятельности. Занимались и трудовым воспитанием: таскали воду, заготавливали дрова, сушили нярцо (мох — сфагнум), — продолжает Меретя Тусида, учитель родного языка и литературы Сеяхинской школы-интерната.
Младшие школьники с восторгом откликнулись на такую инициативу. Они рассказали, чему научились за лето: «Мы учили счёт до 10, отвечали на вопросы: «Сколько? Который? Какой по счёту?». Мы много гуляли, изучали окружающую нас природу. Было очень весело!».
Кроме того, ребята учились сравнивать предметы по длине, ширине, высоте и толщине. Научились размещать предметы различной величины в порядке возрастания и убывания. Узнали характерные особенности знакомых геометрических фигур.
— Хочу отметить, что большинство детей умеют сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие. Но у некоторых имеются затруднения, кто-то плохо ориентируется в пространстве, не может назвать правильную последовательность времён года, месяцев, частей суток и дней недели. Дети разные, и случаи тоже бывают разные. Радует, что ребята достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания. Словарный запас достаточный. Составляют по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок, пересказывают небольшие литературные произведения. Результаты деятельности волонтёров за текущий учебный год были тщательно проанализированы педагогами – можно с уверенностью сказать, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно, — подытожила Меретя Тусида, учитель родного языка и литературы Сеяхинской школы-интерната.
Акция помогает дошколятам получить навыки чтения, письма и счёта, познакомиться с правилами поведения в организованном детском коллективе. Такая форма обучения позволяет детям легче адаптироваться к обучению в школах-интернатах. Многие новоиспечённые учителя – сами из семей кочевников, их подопечными стали младшие братья и сестры. Такая форма обучения, без отрыва от семьи, позволяет сохранять родной язык, обеспечивает подготовку детей к школьной жизни, и традиция проведения таких занятий обязательно будет продолжена.
Ксения Яковкина при информационной поддержке Мерети Тусида, с. Сеяха