Ровно 40 лет стажа за рулём и сотни тысяч километров позади. Из Тверской области через ямальские месторождения, благодаря своей мечте, встретил «на краю земли» свою любовь
Для нас, ныне живущих и родившихся в зоне арктических широт мечта – попасть на север, кажется немного нелепой. А герой нашего рассказа с детства мечтал об этом и благодаря комсомольской путёвке сбылась мечта Владимира Белова (на снимке).
– Я как в школу пошёл, увидел на карте север, посмотрел, где это и захотел туда и до сих пор здесь в сердце,– начинает беседу Владимир Белов, житель с. Сеяха.
Перед армией молодой человек проучился шесть месяцев и получил водительское удостоверение. Во время службы работал водителем. Свою трудовую деятельность Владимир Алексеевич начал в середине 80-х годов в г. Новый Уренгой. Сначала попал в военизированную пожарную часть, через шесть месяцев перешёл в автобазу.
– Раньше «полярки» назывались, сейчас это северные надбавки. Если уволился с одного места работы, то «полярки» убирали, только переводом сохранялись. С Нового Уренгоя от автобазы меня направили в Сабетту. Тогда началось освоение, строительство. Я в Сабетте проработал на «131ЗИЛок» два года, кислород возил, рабочие резали железо, готовили сваи. А потом перешёл на Бованенковское месторождение, – вспоминает Владимир Алексеевич.
Всё это время Владимир Белов исправно трудился только водителем. Сначала внутри объекта, а затем выехал на зимник. Конец 80-х начало 90-х годов. Север. С Бованенково начал ездить в Сеяху. Возил солярку, бензовоз, вахтовки, затем трубовозы водил.
– Однажды друзья позвали встретить новый год в Сеяхе. А здесь танцы, клуб, молодёжь, как и мы. Это наступил 1991 год. Здесь впервые увидел Светлану Петровну. Она так прошла, красавица, зыркнула. Потом снова приехал в Сеяху в 92-ом году, снова увидел Светлану Петровну. Залегла она мне в сердце тут, – улыбаясь рассказывает сеяхинец.
В 1993 году Владимир Белов сделал предложение руки и сердца своей возлюбленной. На бытовые проблемы и отсутствие нормального жилья, обращать внимания времени не было. Был балок, обустроили семейное «гнёздышко» и слава богу здоровы. С утра до вечера супруги на работе, по выходным иногда танцы и были спортивные секции, которые охотно посещала Светлана Петровна. Владимир Алексеевич поначалу устроился водителем в совхоз «Ямальский», супруга уже работала в Сеяхинской школе-интернате и продолжает и по сей день не покладая рук.
– Я по молодости всегда спортом занималась. Дружила с ребятами, общалась с парнями. Ну, вот однажды, заглянул в клуб молодой парень. Тут скорее просто любовь. Владимир по характеру добрый. Друг, помощник. Я же постоянно в школе на работе всю жизнь. Приходишь домой, а дома всё готово: обед и ужин сварены, дети накормлены и развлечены, и уроки все сделаны. Когда есть такой человек, когда есть такая опора, не нужно других людей совершенно. Таким должен быть настоящий мужчина, супруг, отец, друг, я считаю. Идеальных не существует, наверно, люди, решившие жить вместе, должны всегда поддерживать другу друга, доверие должно быть, – считает Светлана Петровна, спутница жизни.
На Бованенсковском месторождении Владимир Алексеевич проработал до 1995 года. Затем работы там закрылись, месторождение законсервировали до 2000. С 90-ых годов по 2001 год Владимир Белов покорял ямальские зимники. Почему покорял, потому что каждый раз, каждый год – это новая дорога, которую надо проложить с чистого листа. Водитель с сорокалетним стажем исколесил весь полуостров Ямал.
– Начал ездить на наёмных машинах в Салехард, возил продукты для села. Мы ездили через Каменный, выходили на отсыпку, потом уже к Лабытнангам выезжали. Я часто один ездил. Как это было? Нелегко, но интересно. Едешь и тьма или метель, ничего не видно. Капот один. Форточку открываешь, смотришь, где колея. Всё дует, шапку если не надел, продувает уши, шея простужена. Тогда-то молодые, всё нипочём, трудностей не боялись. Устал немного, прилёг на 15 минут и дальше едешь. Особенно когда видишь, что пурга надвигается, нужно успеть доехать или проехать участок. Тогда-то раньше были автономки в машинах, одна печка, застрять нельзя, замёрзнешь. Я всегда ждал зиму, когда же зимник откроется, быстрее ездить, ездить. Когда работал в совхозе, дрова развозил по тундре. Никто не сопровождал, без навигатора. Один на машине с проводником-тундровиком. Вот мы едем, остановились, он пощупает землю, снег и говорит: «Вот моя земля». Я говорю: «Куда ты завёл, стоим в овраге» (улыбается). В чумах ночевал. В 2001 году я здесь окончательно «осел», в том плане, что перестал выезжать на зимники. Устроился водителем в СМП. 7 лет проработал, потом некоторое время – в детском саду тоже водителем. В 2009-ом перешёл в ПЧ и с тех пор здесь. Сейчас медосмотр прошли. Здоров, – рассказывает ямальский водитель.
– Однажды Владимир Алексеевич взял меня на зимник. Мне же интересно было, что это, как это. Ездили в сторону Бованенково, 40 километров туда и обратно столько же. Очень тяжело, даже просто сидеть. А каково быть за рулём, смотреть за дорогой, направлять машину. В полной темноте и только фары, и больше ничего и никого в тундре. Я не смогла. Всего 80 км, я устала очень. Ну, думаешь, ездят мужики по зимнику туда-сюда. На самом деле это очень тяжёлая работа. А если застрянешь, зарывается машина и они самостоятельно выбираются только с помощью лопаты. На зимниках, конечно, есть законы поддержки друг друга, но когда рядом нет никого это сложно, – говорит Светлана Белова, супруга.
Общий водительский стаж у Владимира Алексеевича 40 лет. Знает машины наизусть. 20-го октября исполнилось 14 лет, как он работает в ПЧ. Учитывая большой предыдущий стаж, Владимира взяли старшим водителем.
– Водитель подчиняется командиру отделения начальнику караула ПЧ. При смене караула принимает закреплённую пожарную технику, при выявленных недостатках тут же их устранять и сообщать об этом. Водитель должен обеспечивать содержание гаражного оборудования, принимать документацию по ведению пожарных автомобилей. Также я должен и провожу ежедневное техническое обслуживание техники. На пожаре водитель обязан ставить пожарный автомобиль на определённое место, если есть угроза, то нужно переставить машину. Также водитель должен проводить техническое обслуживание на пожаре и после, обязан работать на штатной радиостанции. Запрещается передавать рулевое управление кому-либо, даже начальникам и т.д, – кратко изложил обязанности Владимир Белов, старший водитель ПЧ с. Сеяха.
Труд любого водителя сложен, машина является объектом повышенной опасности, и людей, владеющих таким умением в Ямальском районе не счесть. Как отнесётся он к своей работе, зависит жизни других людей.
Когда спрашиваешь профессионального шофёра, чтобы он пожелал автолюбителям в честь предстоящего праздника Дня автомобилиста, все как один отвечают – ровных дорог, без гвоздей и ям!
Антонина Серасхова