Неспроста пошла в педагогику

Бабушка заведовала «Красным чумом» в Сеяхинской тундре, а позже и отец посвятил немало лет воспитанию тундровых ребят. Сама Светлана Салиндер вот уже 25 лет работает в сфере образования и ни секунды не сожалеет о выбранном пути

Детство у героини нашего рассказа прошло в тундре, хотя родители вели оседлый образ жизни. Были родственники кочевники и Светлана с радостью уезжала с ними на всё лето. Впоследствии эти поездки навсегда остались тёплыми воспоминаниями в сердце девушки и теперь сеяхинка предпочитает отпуск только на просторах родной тундры.

– До шести лет я ездила в тундру к сёстрам своей мамы Нине и Светлане Ваивне. Как мне там нравилось, – простор, чистота, свободное перемещение, олени и игры, и детские хлопоты по чуму. В отличие от меня моя сестра посещала детский сад почему-то, на то была воля родителей, наверно, – начинает беседу Светлана Салиндер, (на снимке) воспитатель Сеяхинской школы-интерната.

Родители Светланы жили в посёлке. Отец – Дмитрий Иванович Салиндер работал в оленеводческом хозяйстве «Ямальское» ветеринарным специалистом, было время, трудился воспитателем при Сеяхинской школе, работал в сельсовете. Мама – Александра Ваивна Сэротэтто всю жизнь проработала в пошивочной мастерской и на звероферме. А бабушка Мария Сюзаковна, мама отца, работала в «Красном чуме», учила тундровых людей грамоте. По стопам матери пошёл и сын Дмитрий, он так же был зачислен в штат в культбазы, сначала воспитателем, а затем заведующим Сеяхинским Красным чумом.

– Наступила пора идти в школу. Помню, было очень много народу и от этого я спряталась в спортзале под какими-то досками. В свой класс я так и не зашла тогда. За мной пришла тётя, по-моему, и забрала домой. И после этого я больше не пошла в школу, и никто меня не искал, так прошёл первый год. Следующей осенью меня снова привели в школу, конечно. Все игры в детстве были связаны с обучением. Я всегда была воспитателем и учителем во время игр, была библиотекарем, – вспоминает Светлана Дмитриевна.

Школьные годы пролетели быстро, хотя тогда, казалось, они тянулись медленно. Учёба давалась Светлане достаточно легко, она была гуманитарием. В 1995 году девушка окончила 11 классов. Наступило время выбора будущего.

– В те годы не было такого, как сейчас, разные вузы, ссузы, в разных городах. Тогда большинство знали только г. Салехард: педколледж, медучилище, ЗВТ, КПТУ. Вступительные экзамены сдавали в Яр-Сале, бывало, что приёмная комиссия приезжала туда. Нас было несколько: я, Татьяна Анатольевна, Лилия Хасеромоовна, Юлия Маульчевна, Виктор Олегович, Лилия Анихасововна и Меретя Григорьевна. Мы все хорошо сдали экзамены и поступили в педучилище. Осенью поехали в Салехард. С нами ходила и «нянчилась» в городе Зоя Танговна, она видимо по делам приехала. Вот, она нам помогла заселиться в общежитие. Назавтра сводила на концерт Гавриила Лагей, – рассказывает сеяхинка.

Студенческие годы пролетели так же быстро, как и школьные. Встречались с ямальскими писателями, поэтами и другими известными людьми: Анной Неркаги, Еленой Сусой. Вскоре выпускники Сеяхинской школы вернулись специалистами в родное село и каждый из них нашёл своё призвание. Светлана Дмитриевна получила специальность учителя русского языка и литературы.

– На каникулы я приезжала в Сеяху. Директором в педучилище был Михаил Харлов. Он всегда нам давал денежку на дорогу домой, просто потом мы возвращали билеты. В годы нашего выпуска уже не было распределения. Поэтому никого не волновало, где ты будешь работать и будешь ли работать. Я, как истинная патриотка, рвалась только в Сеяху и никуда больше я не хотела. Директор школы Михаил Михайлович принял меня воспитателем. Ну и ладно. Работала я с Валентиной Андреевной, Александрой Анихасововной, Верой Юрьевной. Два года проработала в интернате, решила перейти в детский сад, затем ушла в декрет и снова вернулась в садик. И тут появилась ставка педагога родного языка. Работать с малышами было не менее интересно, чем с детьми кочевников, – говорит Светлана Салиндер.

Работа с дошколятами увлекла педагога на долгие 10 лет. Но в 2011 году Светлана снова вернулась в интернат и трудится по сей день. Воспитатель Сеяхинской школы-интерната ни дня не сожалеет, что выбрала профессию педагога. Работа с детьми доставляет ей удовольствие.

– Большое удовольствие быть рядом с людьми наравне и не бояться осуждения. С детьми это возможно. С детьми можно исследовать, проявлять себя, говорить и показывать эмоции, дурачиться и изучать что-то новое. С ними можно быть искренней и смешной. Но при этом оставаться ответственным взрослым. Согласитесь, за это можно любить свою работу. Да, конечно, многое изменилось и в работе, и в детях, если сравнивать с прошлыми годами. Как ни крути, но время технологий дало о себе знать. Если мы и наши первые выпускники без устали бегали на улице и всегда находили себе занятие, то сегодняшних подростков мало чем можно удивить. До 4-го класса воспитанники нашей группы ещё увлекались вязанием, плетением бисера. К 6-му классу остались единицы, кто увлечённо занимается рукоделием. И это есть бич нынешнего времени, к сожалению, для детей ничего не стоит, как наговорить нехороших слов воспитателям и учителям, – рассказывает воспитатель.

У Светланы Дмитриевны два сына. Старший после школы ездил поступать, после второго курса пошёл в армию.

– Девятиклассник мой пока хочет поступать, я ему говорю: «Давай пока экзамены сдадим, а потом посмотрим». Старший сын считается ветераном боевых действий. Во время прохождения службы оказался в зоне проведения специальной операции. Точнее, военные действия как раз начались там, где проходила службы сына в Брянской области на границе с Украиной. Конечно, как и все родители, очень переживала. Сейчас сын продолжает учёбу по профессии автомеханика. Я детям говорю: «Без образования людей никуда не берут», – говорит мама двоих сыновей.

Пословица «Мечтать не вредно, вредно не мечтать» не совсем подходит для героини нашей статьи. У Светланы нет желания увидеть пирамиды или спуститься в глубь морской пучины. Для сеяхински нет ничего дороже просторов родной тундры, где знаком каждый кустик и тропинка. Светлана Дмитриевна любит вязать, плести бисер и заниматься цветами, чему и учит с коллегами своих воспитанников, комбинируя деятельность по очереди. Работа с детьми – это и умение, и талант. Некоторые люди обладают навыками, необходимыми для этой работы, но это не означает, что другие не могут развить эти навыки через обучение и практику. Работа с детьми требует постоянного самосовершенствования и открытости к новым знаниям и методам. Важно также помнить, что каждый ребёнок уникален, и нет универсального подхода в работе с детьми. Комбинируя умения и талант, работник может создать оптимальную среду для развития и роста каждого ребёнка. Светлана Салиндер планирует работать в этой сфере до пенсии, а потом, «как пойдёт», как говорится.

Антонина Серасхова

В Яр-Сале выявили лучших среди дежурных караулов Пожарной части

В районном центре состоялись соревнования между дежурными караулами противопожарной службы Ямальского района. Это обычная практика, которая позволяет спасателям совершенствовать свои умения и навыки, повышать уровень физической подготовки.

Прокуратура Ямальского района выявила нарушения антикоррупционного законодательства в работе муниципального учреждения

В ходе проверки выяснилось, что учреждение не предоставило информацию о приёме на работу бывшего государственного служащего.

ЯНАО — лидер цифровой трансформации в стране

Результаты всероссийского рейтинга, где Арктический регион одержал победу, на совещании с федеральными и региональными руководителями цифровой трансформации озвучил заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко.

Ярсалинский педагог стала обладателем гранта

На Ямале подвели итоги первой волны конкурса молодежных инициатив. Сумму грантового фонда от губернатора в размере 706 тысяч рублей на реализацию своих идей в 13 номинациях между собой разделили девять проектов.

Жителей Ямала приглашают принять участие в Неделе добра

В рамках стратегии развития «Ямал-100», запущенной губернатором региона Дмитрием Артюховым, на Ямале вот уже во второй раз проходит Неделя добра.