Неспроста пошла в педагогику

Бабушка заведовала «Красным чумом» в Сеяхинской тундре, а позже и отец посвятил немало лет воспитанию тундровых ребят. Сама Светлана Салиндер вот уже 25 лет работает в сфере образования и ни секунды не сожалеет о выбранном пути

Детство у героини нашего рассказа прошло в тундре, хотя родители вели оседлый образ жизни. Были родственники кочевники и Светлана с радостью уезжала с ними на всё лето. Впоследствии эти поездки навсегда остались тёплыми воспоминаниями в сердце девушки и теперь сеяхинка предпочитает отпуск только на просторах родной тундры.

– До шести лет я ездила в тундру к сёстрам своей мамы Нине и Светлане Ваивне. Как мне там нравилось, – простор, чистота, свободное перемещение, олени и игры, и детские хлопоты по чуму. В отличие от меня моя сестра посещала детский сад почему-то, на то была воля родителей, наверно, – начинает беседу Светлана Салиндер, (на снимке) воспитатель Сеяхинской школы-интерната.

Родители Светланы жили в посёлке. Отец – Дмитрий Иванович Салиндер работал в оленеводческом хозяйстве «Ямальское» ветеринарным специалистом, было время, трудился воспитателем при Сеяхинской школе, работал в сельсовете. Мама – Александра Ваивна Сэротэтто всю жизнь проработала в пошивочной мастерской и на звероферме. А бабушка Мария Сюзаковна, мама отца, работала в «Красном чуме», учила тундровых людей грамоте. По стопам матери пошёл и сын Дмитрий, он так же был зачислен в штат в культбазы, сначала воспитателем, а затем заведующим Сеяхинским Красным чумом.

– Наступила пора идти в школу. Помню, было очень много народу и от этого я спряталась в спортзале под какими-то досками. В свой класс я так и не зашла тогда. За мной пришла тётя, по-моему, и забрала домой. И после этого я больше не пошла в школу, и никто меня не искал, так прошёл первый год. Следующей осенью меня снова привели в школу, конечно. Все игры в детстве были связаны с обучением. Я всегда была воспитателем и учителем во время игр, была библиотекарем, – вспоминает Светлана Дмитриевна.

Школьные годы пролетели быстро, хотя тогда, казалось, они тянулись медленно. Учёба давалась Светлане достаточно легко, она была гуманитарием. В 1995 году девушка окончила 11 классов. Наступило время выбора будущего.

– В те годы не было такого, как сейчас, разные вузы, ссузы, в разных городах. Тогда большинство знали только г. Салехард: педколледж, медучилище, ЗВТ, КПТУ. Вступительные экзамены сдавали в Яр-Сале, бывало, что приёмная комиссия приезжала туда. Нас было несколько: я, Татьяна Анатольевна, Лилия Хасеромоовна, Юлия Маульчевна, Виктор Олегович, Лилия Анихасововна и Меретя Григорьевна. Мы все хорошо сдали экзамены и поступили в педучилище. Осенью поехали в Салехард. С нами ходила и «нянчилась» в городе Зоя Танговна, она видимо по делам приехала. Вот, она нам помогла заселиться в общежитие. Назавтра сводила на концерт Гавриила Лагей, – рассказывает сеяхинка.

Студенческие годы пролетели так же быстро, как и школьные. Встречались с ямальскими писателями, поэтами и другими известными людьми: Анной Неркаги, Еленой Сусой. Вскоре выпускники Сеяхинской школы вернулись специалистами в родное село и каждый из них нашёл своё призвание. Светлана Дмитриевна получила специальность учителя русского языка и литературы.

– На каникулы я приезжала в Сеяху. Директором в педучилище был Михаил Харлов. Он всегда нам давал денежку на дорогу домой, просто потом мы возвращали билеты. В годы нашего выпуска уже не было распределения. Поэтому никого не волновало, где ты будешь работать и будешь ли работать. Я, как истинная патриотка, рвалась только в Сеяху и никуда больше я не хотела. Директор школы Михаил Михайлович принял меня воспитателем. Ну и ладно. Работала я с Валентиной Андреевной, Александрой Анихасововной, Верой Юрьевной. Два года проработала в интернате, решила перейти в детский сад, затем ушла в декрет и снова вернулась в садик. И тут появилась ставка педагога родного языка. Работать с малышами было не менее интересно, чем с детьми кочевников, – говорит Светлана Салиндер.

Работа с дошколятами увлекла педагога на долгие 10 лет. Но в 2011 году Светлана снова вернулась в интернат и трудится по сей день. Воспитатель Сеяхинской школы-интерната ни дня не сожалеет, что выбрала профессию педагога. Работа с детьми доставляет ей удовольствие.

– Большое удовольствие быть рядом с людьми наравне и не бояться осуждения. С детьми это возможно. С детьми можно исследовать, проявлять себя, говорить и показывать эмоции, дурачиться и изучать что-то новое. С ними можно быть искренней и смешной. Но при этом оставаться ответственным взрослым. Согласитесь, за это можно любить свою работу. Да, конечно, многое изменилось и в работе, и в детях, если сравнивать с прошлыми годами. Как ни крути, но время технологий дало о себе знать. Если мы и наши первые выпускники без устали бегали на улице и всегда находили себе занятие, то сегодняшних подростков мало чем можно удивить. До 4-го класса воспитанники нашей группы ещё увлекались вязанием, плетением бисера. К 6-му классу остались единицы, кто увлечённо занимается рукоделием. И это есть бич нынешнего времени, к сожалению, для детей ничего не стоит, как наговорить нехороших слов воспитателям и учителям, – рассказывает воспитатель.

У Светланы Дмитриевны два сына. Старший после школы ездил поступать, после второго курса пошёл в армию.

– Девятиклассник мой пока хочет поступать, я ему говорю: «Давай пока экзамены сдадим, а потом посмотрим». Старший сын считается ветераном боевых действий. Во время прохождения службы оказался в зоне проведения специальной операции. Точнее, военные действия как раз начались там, где проходила службы сына в Брянской области на границе с Украиной. Конечно, как и все родители, очень переживала. Сейчас сын продолжает учёбу по профессии автомеханика. Я детям говорю: «Без образования людей никуда не берут», – говорит мама двоих сыновей.

Пословица «Мечтать не вредно, вредно не мечтать» не совсем подходит для героини нашей статьи. У Светланы нет желания увидеть пирамиды или спуститься в глубь морской пучины. Для сеяхински нет ничего дороже просторов родной тундры, где знаком каждый кустик и тропинка. Светлана Дмитриевна любит вязать, плести бисер и заниматься цветами, чему и учит с коллегами своих воспитанников, комбинируя деятельность по очереди. Работа с детьми – это и умение, и талант. Некоторые люди обладают навыками, необходимыми для этой работы, но это не означает, что другие не могут развить эти навыки через обучение и практику. Работа с детьми требует постоянного самосовершенствования и открытости к новым знаниям и методам. Важно также помнить, что каждый ребёнок уникален, и нет универсального подхода в работе с детьми. Комбинируя умения и талант, работник может создать оптимальную среду для развития и роста каждого ребёнка. Светлана Салиндер планирует работать в этой сфере до пенсии, а потом, «как пойдёт», как говорится.

Антонина Серасхова

Важно помнить об этом

В Новопортовском Доме культуры прошла тематическая программа, посвящённая победе в Курской битве – одного из ключевых сражений Великой отечественной войны Курская битва, проходившая с 5...

Старт – в новый учебный год

В Сеяхе состоялось общешкольное родительское собрание. Традиционная встреча родителей с педагогами Сеяхинской школы-интерната прошла в обновлённом актовом зале. Вопросов на повестке было немало

Умелых рук мастерство

Сеяхинский дом культуры круглый год является центром притяжения населения всех возрастов. Это своего рода ответная благодарность сельчан маленькому, но сплоченному, творческому и профессиональному коллективу работников Дома культуры.

Не изменяя традициям

Нынешнее лето оказалось на удивление без дождей. Поэтому передвигаться на оленьей упряжке достаточно трудно. Но необходимость приехать за продуктами у семьи кочевника была, поэтому и прибыл.

«Сказка» пришла в Новый Порт

Жители приняли гостей радушно, как и полагается северным людям, которых всегда отличало гостеприимство. Новопортовцы показали путешественникам    главные достопримечательности села. Туристы посетили объект культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа сооружение "Мерзлотник".  Среди ледяных образований путешественники смогли увидеть, как природа создает свои удивительные шедевры.