Кадетское образование как основа патриотического воспитания и социализации младших школьников в Панаевской школе-интернате
Что всплывает в вашем воображении при слове «кадет»? Возможно, перед глазами возникает стройный молодой человек в военной форме или группа марширующих мальчиков. Либо же кадеты XIX века, вежливо приглашающие дам на танец. Несомненно, это понятие плотно переплетено с идеей патриотизма.
Сегодня кадетское образование весьма актуально. Патриотическое воспитание, являющееся государственным приоритетом, играет важную роль в современной России. Что же делает это воспитание по-настоящему эффективным? Естественно, начинать надо с самого начала школьного пути ребёнка. Детское любопытство, восприимчивость, склонность к подражанию и влияние педагога создают идеальные условия для взращивания патриотизма.

В Панаевской школе-интернате в 2020 году был открыт первый кадетский класс на базе 5в класса (23 ученика), а в 2022 году к ним присоединились третьеклассники (18 учеников). Этот третий класс выделяется своей полицейской направленностью.
Создание полицейского кадетского класса направлено на построение системы патриотического воспитания. Это содействует формированию высокого уровня патриотического сознания, ранней профессиональной ориентации в органах внутренних дел, правовому просвещению, профилактике правонарушений и организации внеурочной занятости.
Главными целями являются популяризация идеи кадетских классов, создание системы дополнительного образования, поддержка родителей в воспитании и социальной защите детей, а также формирование традиций и развитие творческих способностей у школьников. Значительную роль в этом процессе играют волонтёрская деятельность, правовое обучение и пропаганда здорового образа жизни.
Подготовка младших школьников к кадетскому классу длилась два года в рамках проекта «Я – патриот», в ходе которого дети участвовали в различных мероприятиях, таких как вечера памяти в честь воинов-интернационалистов, воспитательные занятия о блокаде Ленинграда и создание стенда «Созвездие воинской славы».

Работа в полицейском кадетском классе основана на образовательных программах, способствующих развитию патриотических качеств, творческих способностей и расширению кругозора. В программу обучения входят такие дисциплины, как «Я – кадет», «История России», «Кадетский хор», танцевальный кружок «Ритмы детства» и «Национальные виды спорта». Элементы патриотического воспитания также интегрируются в основные учебные занятия.
Особенностью полицейского кадетского класса стала уникальная система воспитательной работы. Курс разделён на четыре отделения, в каждом из которых назначаются командиры, сменяющиеся раз в полугодие. Командиры ответственны за дисциплину и выполнение домашних заданий своими подопечными. Для управления классом назначаются командир взвода и его заместитель.
Ежедневно назначается дежурный, ответственный за порядок. За две минуты до начала урока кадеты тихо занимают свои места и дожидаются учителя. Дежурный рапортует о присутствующих и отсутствующих в классе.
Расписание кадетского класса включает утреннее построение, учебные занятия, дополнительные образовательные мероприятия, самостоятельную подготовку дома, культурно-досуговые и спортивные мероприятия.
Ключевые отличия кадетского класса от прочих классов школы-интерната – это наличие кодекса чести и обязательная клятва, которую даёт каждый кадет при поступлении. Учащиеся носят форму с установленной символикой, купленной за счёт родителей: погоны, шевроны, аксельбанты и другие элементы.

Подобная учебно-воспитательная организация способствует серьёзной подготовке, мотивирующей детей к дисциплине, общественно полезной деятельности, а также позволяет оказывать положительное влияние на сверстников, предотвращая правонарушения. Всё это улучшает успеваемость, развивает творческие способности, расширяет кругозор и помогает в профессиональной ориентации. Кадеты стараются оправдывать своё новое положение, проявляя самостоятельность и ответственность.
Основными достижениями являются растущая популярность такой практики в школах, формирование активной гражданской позиции, морально-эстетическое воспитание и профилактическая работа. Созданная система воспитательной работы укрепляет кадетское братство и базируется на традициях. Успехи в обучении очевидны: по итогам первого полугодия средние показатели составили 77% по математике, 65% по русскому языку, 88% по литературе и 82% по окружающему миру.
С каждым годом увеличивается количество победителей и призёров олимпиад и конкурсов. Повысилась активность кадетов в школьных мероприятиях. Было заключено множество соглашений о совместных патриотических мероприятиях с различными организациями, такими как полиция, дом культуры, пожарная часть и библиотека села Панаевск.
План совместных мероприятий успешно выполняется. Кадеты освоили российскую символику, узнали о воинах-ямальцах, участвовавшими в сражениях, и о важных исторических событиях. Интерес детей к истории Отечества и чтению значительно возрос. Процент выдачи патриотической литературы увеличился.

Кадеты активно участвуют в местных, региональных и всероссийских конкурсах детского творчества, их количество увеличилось на 70%. Все кадеты посещают спортивные секции и участвуют в школьных соревнованиях. В 2023-2024 учебном году кадеты побывали в образовательных поездках в Санкт-Петербурге и Москве.
Классный коллектив отличается благоприятной атмосферой. Созданы методические материалы для воспитания кадетов: программа «Кадетский полицейский класс», положения о классе, устав, должностная инструкция классного руководителя, договоры с социальными партнёрами, летопись класса и презентации о патриотическом воспитании.
Для информирования родителей и социальных партнёров функционирует сообщество класса «каДетство» ВКонтакте.
Патриотическое воспитание юных россиян является важным шагом к духовному возрождению общества и поддержанию величия страны. Независимо от будущей профессии, педагоги стремятся сделать кадетов гордыми за свою Родину, её культуру и историю, воспитывая высоконравственных людей.
В. Лазарева