Через Сеяху прошёл «Мангазейский морской ход». Участники проекта побывали проездом в самом северном поселении Ямальского района. Мореплаватели собирают разные аспекты, связанные с технологиями продвижения в Сибирь, которые использовали первопроходцы в 16-17 веках, двигаясь по Мангазейскому морскому ходу
Что же движет людьми, которые отправляются в далёкие путешествия, связанные с трудностями и опасностями. В былые времена основной причиной, которая толкала мореплавателей разных народов к путешествиям было обычное любопытство. Им было интересно что лежит там, за горизонтом, откуда приходит к нам солнце и куда оно ложится спать, что находится за горными вершинами и где же лежит пресловутый край земли. Именно любопытство было основной причиной совершения первых географических открытий. Именно по этой причине люди отправлялись в далекие страны. Сегодня в мир технологий и инноваций люди по-прежнему путешествуют, преодолевая огромные расстояния и встречают невероятные приключения. Участниками проекта «Мангазейский морской ход» движет огромное желание рассказать, как можно большему количеству людей, о том, как первопроходцы прошли этот нелегкий путь через льды, воду и тундру.
– Сохранить традиции деревянного судостроения задача непростая. В Архангельске есть некоммерческая организация «Товарищество поморского судостроения». Вот там в ее рамках строим деревянные шхуны, карбасы, уже 10 построили, организуем исследования традиционного судостроения и т.д. И вот организовали проект «Мангазейский морской ход» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Задача нашего проекта рассказать о том, как и с помощью каких технологий шло освоение Сибири русскими первопроходцами, в первую очередь поморами в 16-17 веках, – рассказал Евгений Шкаруба, организатор «Мангазейского морского хода», директор АНО «Товарищество поморского судостроения», Архангельск.
Участники экспедиции «Мангазейский морской ход» встретились с жителями посёлка Сеяха. Необычная встреча с мореплавателями состоялась в Сеяхинском Доме культуры. Идущие по следу первопроходцев рассказали о своём путешествии, об истории возникновения проекта, а также поделились знаниями о строении карбасов.
–Для начала построили карбас, такое судно с двумя мачтами на котором ездили первопроходцы. Эта лодка строится без единого гвоздя. Карбас мы построили по старым технологиям, шили его еловыми ветками. Теперь идём дорогой первопроходцев. Мангазейский морской ход –это путь из Архангельска по северу, по морю, через два волока, это Канинский и Ямальский. Сейчас мы пройдем Обь, губу Таз, далее по реке Таз 300 км вверх, не доходя до Красноселькупа выйдем на то место, где находилась Мангазея – первый промышленный город за Уралом, в Заполярье. Это легендарный путь с которого началось стремительное движение русских на Восток в 16-17 веке, – продолжает беседу организатор путешествия.
Одна из задач проекта снять фильм и показать все этапы Мангазейского морского пути. Экспедиция стартовала в начале июня 2024 года из г. Архангельск. Участники похода пройдут 3 тысячи километров дорогой средневековых первопроходцев: через Белое, Баренцево и Карское моря, Канинский и Ямальский волок – одним из самых опасных и трудных путей, ведущих с Севера на Восток.
– Нас на 7 дней задержали льды Байдарацкой губы. Мы неделю дрейфовали со льдами. Прошли Ямальский волок. Что вообще такое волок, как во льдах ходили, что такое северные реки, Сёяха, озера, между которыми нужно пройти, всё это очень интересно, но всё это, к сожалению об этом известно только специалистам или людям, которые живут здесь, в той местности. А на самом деле это был подвиг первопроходцев. Ведь всего за 60-70 лет было пройдено поморами и первопроходцами и присоединено к России большая территория. У них был стимул, здесь была пушнина, как сейчас нефть и газ. Они продавали, сами промышляли, без технологий, но всё преодолели. Конечно, говорят, что местное население пострадало, но всегда такие процессы происходят при освоении. В 16-17 веках здесь местное население всех этих областей было 300 тысяч человек, а в 19 веке стало 900 тысяч. А вот допустим процесс колонизации Америки индейцев, было 9 млн, а стало 900 тысяч. Вот насколько по-разному происходило общение, поиск контактов. Это очень важный показатель, который говорит о характере этого движения, – рассказывает Евгений Викторович.
В пути через полуостров Ямал участникам экспедиции не удалось встретиться с кочующим населением. Повстречались только стоянка зимних нарт, о которой поведал один из участников путешествия. Станислав – этнограф, приехал на Ямал с целью изучения коренных народов Севера.
– Опыт мореплавания у меня был. Я несколько лет ходил по Балтийскому морю в экспедиции «Эпохи викингов», Польша, Германия, Дания, Швеция. А в поход от Сеяхи до Мангазеи увидел объявление, что нужны люди, вот и прилетел, как раз отпуск совпал отчасти. С Ямалом я знаком немного уже, в Сеяху я приезжал с «Зелёной Арктикой», побережье очищали. И немного Ямальский волок прошёл с подругой на байдарке, путь от перемычки между Ямбуто и Нейто и до Бованенково несколько лет назад. Тогда я ещё не жил на Ямале. И тогда по профессиональной теме поймали 8 бригаду ярсалинскую. С ними несколько дней каслали. Тундра, как и море, не забудешь, всегда хочется возвращаться. Поэтому я очень рад, что удалось встретиться с ребятами из «Мангазейского морского хода», – делится эмоциями Станислав Терешков, этнограф, старший научный сотрудник сектора археологии и этнографии МВК им. Шемановского г. Салехард.
–Наше плавание получилось намного интереснее, сложнее, тяжелее, чем я того, например, ожидал. Мы довольны, что дошли до Сеяхи, То, что мы увидели в пути – незабываемо. Одно дело идти по земле, даже если несёшь, тащишь груз, лодку, и совсем другие эмоции во льдах, в воде. Мы, когда говорим о технологиях, мы подразумеваем то что, умели строить лодки, умели ходить по волокам, из Печеры переходить в Обь, из Оби в Енисей, например. Это очень важное умение. Но я не представлял себе, что такое «плавали во льдах». А сейчас получилось так, что мы это полностью испытали, хотя не планировали,– говорит Евгений Шкаруба, организатор «Мангазейского морского хода», директор АНО «Товарищество поморского судостроения», г. Архангельск.
В Сеяхе у «Мангазейского морского хода» была небольшая пересменка. В начале пути экипаж состоял из 9 человек. Оставшиеся 4 мореходца, двое из которых присоединились здесь, прилетев на вертолёте из Салехарда, должны доплыть до Мангазеи. Участники экспедиции с увлечением и интересом вовлекаются в традиции северных народов. В Сеяхе мореплаватели попробовали мясо строганину, с собой в дорогу взяли оленины. Чем больше гости узнают о жизни на Севере, тем интереснее становится. Здесь живут люди, которым нравится сама жизнь в этих суровых условиях, гордятся своей культурой, традициями. А увлеченные своей целью мореплаватели встретятся на выставке «Технологии открытий» в г. Москва. Одним из главных экспонатов станет карбас, построенный год назад в столице России, на котором преодолевают сейчас дорогу средневековых первопроходцев участники «Мангазейского морского хода».
Антонина Серасхова