Минувшие выходные у школьников всего Ямальского района отметились повышенной активностью
В Яр-Сале 11 и 12 сентября во всех классах Ямальской школы-интерната были объявлены днями активности. А так как в новом учебном году все мероприятия проходят с соблюдением санитарных норм, многие классы разделились на группы для посещения общественных мест и только те, кто решил отдохнуть на природе, могли собраться всем классом.
Перед классными руководителями встал огромный выбор, куда пойти с ребятами. 1д решил окунуться в историю развития Ямальского района, посетив районный музей.
— У нас работает выставка «Имена в истории Ямальского района», посвященная людям, внесшим значительный вклад в развитие нашего района. Мы с ребятами вспомнили фамилии первых учителей и воспитателей, перечислили имена творческих личностей Ямальского района: поэтов, художников, композиторов. Очень внимательно ребята рассматривали каждый портрет. Провели аналогию с названиями улиц в поселках района. Деткам было очень интересно, особенно тем, кто живет на улицах, названных именами героев, — рассказывает научный сотрудник Ямальского районного музея Анастасия Кюрюльдеева.
— А эта картина с лицом человека нам знакома, — в голос кричали ребята. – Его фото висит у нас в классе, его зовут Андрей Кугаевский.
— А я живу на улице, названной в честь его отца, Николая Дмитриевича, — гордо произнес кто-то из ребят в группе.
— Да, Кугаевский-старший без малого тридцать лет возглавлял крупнейший на Ямале оленеводческий совхоз-миллионер «Ярсалинский». За многолетний добросовестный труд награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и «Дружбы народов», – добавила экскурсовод.
Немало славных имен дал Ямалу райцентр. История района – это не просто хроника событий и фактов, это, прежде всего, люди, ее творившие.
— И об этих героях мы должны помнить, — считают ребята из параллельных классов, посетившие данную экспозицию.
Внимание ребят привлекла витрина с наградами.
— Что значит Почетная грамота? А что за большие и блестящие кубки? Они, наверное, выдавались лучшим спортсменам? А кто такой «комсомол»? — не смолкали вопросы от любопытных ребят.
Всем было интересно потрогать руками листы старого фотоальбома, с удивлением дети рассматривали старинные фото. В завершение экскурсии музейные работники предлагали школьникам пройти небольшую викторину. Вопросы были разнообразны. Совсем маленьким организаторы предложили пройтись по фразам известных мультфильмов, ребятам постарше — задания о явлениях природы, насекомых и животных, обитающих на территории Ямала.
Не обошли ребята стороной экспозицию, где собраны макеты предметов быта ненцев. С интересом рассматривали различные мужские и женские инструменты и другие предметы быта коренного населения Ямала. Кто был посмелее, забрались в чум, где читали хором предсказания на будущее от хозяйки национального жилища.
— Мне сегодня купят мороженое. А меня ждет дома сюрприз, — с таким волшебным настроением ребята покидали музей, оставляя на память фото, сделанные на фоне исторических экспозиций.
Знакомство с национальным бытом, традициями и национальными видами спорта состоялось у ребят, посетивших в субботний день этностойбище «Лимбя». Учащиеся 2-х, 3-х и 5-х классов с пребольшим удовольствием приняли участие в национальных играх, предложенных организаторами. Смелость и ловкость, выносливость и быстрота — все эти качества потребовались во время мероприятия. Участники активно и со спортивным задором и азартом состязались в ловкости владения арканом, меткости набрасывания кольца на «гуся» и силе перетягивания каната. Также было предложено проверить свои силы в набрасывании тынзяна на хорей, в установке макета детского чума и перетягивании палки.
Чум-работница Нина Окотэтто рассказала учащимся об устройстве чума, расположении в нем определенных зон, а также показала ребятам презентацию о культуре, обычаях и традициях коренного населения.
— Детям, незнакомым с национальными обычаями, были очень интересны нарты и их особенности — то, что они делятся на женские и мужские. Особое удивление было у ребят, когда они заходили в чум. «Он внутри такой большой», говорили они, — рассказывает хозяйка чума.
Праздник оказался не только ярким и веселым, но и сладким. Все учащиеся за то, что участвовали в веселой разминке, в конкурсах и эстафетах, по окончании мероприятия получили сладкие призы.
В рамках дней активности в интернате прошел День здоровья. И, как говорят воспитанники интерната, это был веселый праздник, праздник хорошего настроения, спорта и здоровья.
Уже по традиции, воспитанники интернатов очень ждут эти дни, чтобы поучаствовать в спортивных соревнованиях и порезвиться на свежем воздухе. В условиях сегодняшней пандемии жизнь в интернате протекает по-особенному. Все мероприятия проходят в узком кругу. Но, несмотря на это, все ребята без исключения приняли активное участие во всех предложенных соревнованиях.
— Будем надеяться, что проведенный традиционный День здоровья внесет значительный вклад в формирование здорового образа жизни воспитанников нашего интерната, — говорят педагоги.
Погода не подвела – солнце и теплый ветер позволили многим ребятам и их педагогам насладиться последними деньками северного бабьего лета.
Кто-то познавательно провел этот День активности в музее, другие весело развлекались в Городе мастеров, соревновались в этностойбище «Лимбя», а некоторые выбрались за поселок и устроили пикник с подвижными играми.
День активности состоялся, и это радует. Впереди у ребят учебные дни, и проведенные мероприятия можно считать яркими открытиями, которые они будут использовать на уроках…
Валентина Ноженникова