На федеральной территории «Сириус» в рамках выездного заседания трех комиссий Государственного совета Российской Федерации — по направлениям «Кадры», «Молодежь и дети», «Технологическое лидерство» — были рассмотрены ключевые аспекты обеспечения кадрами приоритетных отраслей экономики с учетом региональных потребностей.
В мероприятии приняли участие: Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов; председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова; председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев; руководитель Федерального агентства по делам молодёжи Григорий Гуров; председатель комиссии Государственного совета по направлению «Кадры», губернатор Калужской области Владислав Шапша; председатель комиссии Госсовета по направлению «Технологическое лидерство», губернатор Красноярского края Михаил Котюков.
Открывая заседание, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко выразил благодарность всем участникам и лично помощнику Президента, секретарю Государственного совета Алексею Дюмину, а также руководителям комиссий Государственного совета Дмитрию Артюхову, Михаилу Котюкову и Владиславу Шапше за их вовлеченность и работу.
Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что вопрос обеспечения кадрами является актуальным. К 2030 году промышленности потребуется до двух миллионов специалистов. Вице-премьер назвал эту задачу амбициозной, но достижимой. Он отметил, что по поручению Президента разрабатывается Стратегия развития образования до 2040 года, которая будет направлена на решение этой задачи.
Сергей Кравцов, Министр просвещения Российской Федерации, сообщил о том, что накануне состоялось заседание в рамках правительственного часа, где обсуждались вопросы среднего профессионального образования. По словам министра, депутаты единогласно поддержали идею о необходимости восстановления системы подготовки рабочих кадров.
Дмитрий Артюхов, губернатор Ямала, в своем докладе о синхронизации усилий в подготовке и воспитании кадров под приоритеты экономики, выделил основные проблемы, требующие внимания и разработки мер для их решения.
ДМИТРИЙ АРТЮХОВ, ГУБЕРНАТОР ЯНАО:
«Школьное обучение, профориентация детей в высших учебных заведениях, первый опыт работы молодых людей и достижение национальных целей по технологическому лидерству — это единый процесс. И мы должны начинать думать о нём уже с начальной школы. Все эти задачи поставлены нашим Президентом. Необходимо увеличивать количество детей, которые углублённо изучают технические дисциплины и выбирают профильную математику и физику в качестве предмета для сдачи Единого государственного экзамена. Педагоги, которые готовят детей, должны постоянно повышать свою квалификацию в ведущих научных центрах и университетах России, чтобы передавать свои знания сотням детей. Кроме того, необходимо уделять внимание воспитанию детей. Какими бы знаниями ни обладал человек, если его внутренние убеждения и ценности не сформированы, это не приведёт к технологическому лидерству. Эти и другие вопросы, как кирпичики, формируют успешную личность, способную решать сложные государственные задачи».
Один из ключевых вызовов — низкая вовлеченность школьников в науку, особенно в области технических дисциплин. По данным Министерства просвещения, в три раза больше детей выбирают гуманитарный профиль, чем технический. Для регионов, чья экономика основана на развитии сложных и наукоемких отраслей, вопрос поиска будущих кадров является особенно актуальным.
Дмитрий Артюхов привел пример системного подхода, который используется в Ямало-Ненецком автономном округе. С 2024 года в регионе массово открываются профильные кружки и математические классы в начальной школе. Их особенность заключается в том, что дети принимаются без отбора, так как основная цель — заинтересовать ребёнка предметом. В средней школе дети делятся на два потока: те, кто продолжает изучать математику углубленно, и те, кто изучает предмет на базовом уровне.
Параллельно с этим педагоги повышают свою квалификацию при поддержке региона. В Ямало-Ненецком автономном округе особое внимание уделяется технологическому профилю, который включает в себя топливно-энергетические, инженерные и IT-классы. Каждый пятый старшеклассник в регионе выбирает технологический профиль.
В рамках Недели промышленности, которая проводится в регионе, организуются экскурсии для школьников на предприятия, проводятся образовательные программы и фотовыставки. Всего проводится около 100 мероприятий, которые охватывают 20 тысяч детей.
Уже четыре года подряд Ямало-Ненецкий автономный округ организует экскурсионно-образовательные поездки для победителей и финалистов Всероссийского конкурса «Большая перемена» на уникальные производственные объекты в регионе. За это время дети посетили ледокол «Андрей Вилькицкий», морской нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», завод «Ямал СПГ» и морской порт.
Татьяна Журавлёва