Целенаправленно и на всю жизнь

Дитя кочевников, выбравшая однажды свой путь, не представляет себя в другой сфере. Своим хобби она называет свою работу. Лариса Очевна Окотэтто (на снимке) более сорока лет работает в Сеяхинской школе-интернате, и ни секунды педагог не пожала о выборе профессии. Лариса Очевна трудовую деятельность начала в далёком 1979 году. Увлечённость своим делом, широкий кругозор, высокая работоспособность – всё это создало ей авторитет среди учеников и их родителей.

Лариса Окотэтто (Вануйто в девичестве), привыкшая с детства к работе, достаточно легко вошла в трудовые будни учителей. Будущий педагог родилась в многодетной семье тундровиков. Её родители принимали активное участие в строительстве и становлении Сеяхи, носили уголь, строили дома, ловили рыбу, пасли оленей.

— Проучилась в Салехардском педучилище народов Крайнего Севера им. А. Зверева 4 года. Затем меня направляли работать в Гыду Тазовского района – я категорически отказалась. Также было предложение ехать дальше в институт им. Герцена в Санкт-Петербург, но не было денег, чтобы учиться в большом городе. Иногда сейчас задумываюсь, как сложилась бы у меня судьба, если бы поехала туда или туда. Конечно, в первую очередь я хотела домой, к родителям, им помогать хоть чем-то, — вспоминает Лариса Окотэтто, учитель Сеяхинской школы-интерната.

В родной школе молодую учительницу приняли тепло, ей дали нулевой класс. В те годы преподаватель дошкольного класса должен был выпустить учеников начального звена. Сейчас же нет такого обязательства, и педагог, который работает с детьми-дошкольниками, – является воспитателем, а не как раньше учителем со всеми причитающимися.

— Сейчас тундровые предшкольники достаточно хорошо владеют русским языком, неплохо ориентируются в посёлке и во всём окружающем. В те далёкие годы дети также были любопытны, но абсолютно не владели языком, более сжаты, напуганы, и не было в школе технической базы. Например, на уроках математики мы использовали учебник за 1 класс. Нужно было составить программу для детей, которые впервые приехали в посёлок, увидели бумагу, ручку и книги, а к концу первого года обучения должны были соответствовать детям, которые посещали детский сад. И сейчас, конечно, также, но теперь-то времена другие. Наставником у меня была Галина Ивановна Тохоля. У неё уроки были утром, и я ходила к ней на занятия, смотрела, как она преподаёт, как детей учит. Всё записывала, конспектировала, а у меня уроки были во вторую смену. Антонина Трофимовна Небесная мне помогала, она у нас математику вела в школе. Приходила ко мне на занятия, советовала, подсказывала, помогала уроки проводить. Я, конечно, очень благодарна моим наставникам, — рассказывает Лариса Очевна.

С сентября 1979 года по сегодняшний день Лариса Окотэтто трудится на совесть, отдавая частицу своего сердца ученикам. Сколько их было, сосчитать невозможно. Лариса Очевна – талантливый и увлечённый своим делом человек, учитель зарекомендовала себя высококвалифицированным специалистом. Уровень профессионализма, компетентность, стремление использовать в работе всё лучшее позволяют ей добиваться высоких успехов в обучении и воспитании детей. На уроках осуществляет поиск оптимальных путей и способов развития познавательного интереса обучающихся, устанавливает межпредметные связи, соблюдает признаки преемственности.

— Сейчас делается уклон на то, чтобы дети были более самостоятельными, больше развивались сами. Детям нужно быть многознающими, развитыми, разбирающимися во всех сферах, чтобы они шли в ногу со временем. Наши дети дошкольной группы, переходя в 1 класс, должны знать понятия окружающего мира. Также мы развиваем логику, внимание, память, мышление и учим русский язык, чтобы дети грамотно разговаривали. Они должны знать сказки, иметь представление о мире. Нынешние дети хорошо владеют русским языком, все уроки у нас проходят без перевода, — рассказывает педагог Сеяхинской школы.

Сегодня, как и многие годы, каждое утро Учитель с большой буквы идёт на работу, зная, что её ждут десятки любопытных глаз. С большим интересом уроки Ларисы Окотэтто посещают воспитанники дополнительных занятий группы «Этнопедагогика».

— Мои воспитанники, которые занимаются в группе «Этнопедагогика», ходят на занятия в дошкольную группу. Сначала они смотрят, как учитель ведёт свои уроки, потом сами преподают занятия. Лариса Очевна – хороший специалист, всегда подскажет, поддержит, прекрасно ориентируется в учебных материалах. Это настоящий специалист своего дела, наставник многих учителей начального звена, — говорит Меретя Тусида, учитель Сеяхинской школы-интерната.

Педагог помнит каждого ученика, кто каким был, когда впервые пришёл в школу, и каким стал, повзрослев. Она переживает за всех своих воспитанников. Дать детям одинаковые знания – вот цель Ларисы Очевны, но, к сожалению, не всем одинаково даётся учебный материал. Поэтому много времени учитель уделяет тем, кому сложнее учиться, и занимается дополнительно. Также Лариса Окотэтто много лет работала социальным педагогом в Сеяхинской школе-интернате. За годы работы и в этой сфере она была наставником.

— В этом году я наставник у молодого педагога Светланы Витальевны. Делюсь опытом работы, спецификой преподавания в предшкольной группе интерната. Девушка закончила «Дошкольное образование», а у нас в интернате работа немного отличается от садика. Я всегда говорю и придерживаюсь того, что детей нужно учить, приучать к делам с малых лет – к распорядку, самоподготовке, нужно учить помогать по хозяйству. Если ребёнка ко всему этому приучить, он сам уже дальше будет выполнять свои дела, — говорит Лариса Окотэтто, учитель Сеяхинской школы-интерната.

Ноги сами несут меня на работу, так отзывается о своём любимом деле учительница нескольких поколений Сеяхинской школы-интерната. Лариса Очевна в браке с мужем Василием Нэковичем более 40 лет, вырастили двух сыновей, помогают внукам. Гордостью для бабушки является старший внук Данил, окончивший школу с красным дипломом. Сейчас молодой человек учится в Санкт-Петербурге. В нынешнем учебном году Лариса Окотэтто планирует завершить карьеру педагога. Только заслуженный учитель Ямальского района пока не задумывалась, чем будет заниматься на пенсии. Работа для неё это и есть хобби.

Антонина Серасхова

Дмитрий Артюхов и Алексей Чекунков обсудили развитие ямальских городов

Губернатор Ямала Дмитрий Артюхов и министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков провели рабочую встречу в Москве. Они обсудили разработку мастер-планов...

Жители Ямальского района могут улучшить свои поселки

Подать инициативы можно и на портале «Живем на Севере» в разделе «Уютный Ямал». По окончании сбора все идеи пройдут экспертизу и будут доработаны до инициативных проектов. Проекты-победители определят со 2 по 8 сентября путем народного голосования. Они будут реализованы в 2025 году.

Планы на 2024 год

В Мысе Каменном прошло собрание граждан с участием главы администрации села О том, какие задачи будут решаться по благоустройству, какая работа будет проводиться, на встрече...

Водитель – это большая ответственность

Ярсалинские подростки отправятся на окружной этап проекта «Автомногоборье» Автомногоборье – это комплексные соревнования на участвующих в обычном дорожном движении автомобилях. Основные дисциплины комплекса автомногоборья: классическое...

Долг перед павшими солдатами

Школьники из Ямальского района три недели находятся в поисковой экспедиции «Вахта памяти» помогает вернуть имена героев, которые отдали свои жизни за наше счастье и свободу....