Бойцы невидимого фронта.

15 лет назад на основании постановления Администрации муниципального образования Ямальский район от 3.03.2004 года в селе Яр-Сале была создана Единая дежурно-диспетчерская служба «01».

Она базировалась при пожарной части, хотя относилась к Администрации МО Ямальский район. Служба была основана для приема, обработки и доведения информации от населения до соответствующих служб. Впоследствии она была переименована в Единую дежурно-диспетчерскую службу отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации муниципального образования Ямальский район.

Первым руководителем ЕДДС «01» была Аниса Ватютовна Слуковская, в настоящее время ведущий специалист по ГО отдела по делам ГО и ЧС.

— На то время я работала диспетчером в пожарной службе, увидела объявление в газете о проведении конкурса на вакантную должность начальника новой создающейся службы ЕДДС «01» в селе Яр-Сале и решилась попробовать себя. Была одна женщина среди мужчин-участников конкурса, прошла по конкурсу, и начала работать. Служба находилась при пожарной части села Яр-Сале, сначала работала одна, потом приняли диспетчера ЕДДС и нас стало двое. Постепенно службу расширяли, стало 5 диспетчеров, потом 8, осваивали новые технологии, расширялись и площади. было трудно, многое непонятно, т.к. служба новая, дублировали работу служб «01», «02», «03». Нам ставили задачи, и мы старались успешно их решать.

Сейчас ЕДДС отдела ГО и ЧС руководит Василий Валерьевич Жарков. Пришел в 2013 году на должность диспетчера и уже в 2014 году был назначен начальником отдела. Со временем все развивается, появляются новые технологии и в 2018 году была введена, пока в тестовом режиме, система 112. В нее вошли сотовые операторы ТЕЛЕ2, МТС, РОСТЕЛЕКОМ, что облегчает реагирование на сложившуюся ситуацию, так как звонки поступают напрямую в систему, минуя аналоговый телефон, есть возможность определить номер телефона, с которого звонят. В дальнейшем планируется определять координаты и местонахождение звонящего.

По словам Василия Жаркова, количество обращений зависит от погоды, дня недели, бывает от 5-6 сообщений в день. А в месяц поступает порядка 150 сообщений. Больше всего звонков приходит в службу «Скорой помощи» и полицию. В праздники и выходные количество тревожных звонков увеличивается, вызывают полицию, особенно в ночное время. Но бывают и такие звонки, когда люди от души стараются поздравить с праздником.

На наш вопрос «Поступают ли ложные звонки?», Василий Валерьевич утвердительно кивает головой:

— В основном дети звонят. Родители часто дают детям поиграться в телефон, видимо, чтоб меньше к ним преставали. А дети именно к нам умудряются дозваниваться. У нас есть функция перезвона по системе 112, с родителями связываемся и ведем разъяснительную беседу.

А вот на днях был случай. Позвонили, сказали: «Вануйто, 5, пожар». Мы перезваниваем, у нас по регламенту положено перезвонить три раза. Никто не берет трубку. Мы передаем информацию в пожарную часть, у нас в селе Сеяха есть улица Вануйто и в Панаевске. Нас спрашивают, куда нам ехать? А мы не знаем, куда их отправлять. Такая тенденция замечена по приезду детей с тундры после каникул. На такие моменты количество «ложных» звонков увеличивается.

— Ранее тундровому населению выдавалось порядка 330 спутниковых телефонов, — продолжает Василий Валерьевич. — Это односторонняя связь. То есть, если телефон спутниковый сейчас выключен, нажав на тревожную кнопку, можно отправить сигнал бедствия, но до него невозможно дозвониться. Частенько поступает к нам информация по тревожным кнопкам: нажали кнопку, значит, что-то случилось. Мы обязаны отреагировать! Сразу передаем информацию в «Ямалспас», они отправляют по вызову вертолет, а это оказывается просто ребенок поиграл в телефон. И таких вызовов процентов 50 изо всех возможных.

Алгоритм действий сотрудников службы просчитан до мелочей. Их задача – свести воедино всех специалистов, которые могут разрешить ту или иную ситуацию. Это оперативные подразделения полиции, пожарные части, скорая медицинская служба и «Ямалспас». Очень часто служба 112 переходит на работу по аналоговому телефону, дежурные созваниваются с поселковыми управляющими компаниями, бывает, трубы прорвало, у кого-то двери захлопнулись — и все эти сложности решают. Ни один звонок не остается без внимания и решения ситуации. В ЕДДС не только принимают сообщения о происшествиях, но и контролируют ход их выполнения до полного завершения.

Наш вопрос «за годы Вашей службы в отделе был ли случай, который запомнился на всю жизнь?» рассмешил начальника столь серьезной службы. И он принялся нам его рассказывать: «В тундре потерялся Эдуард – местный житель, имел спутниковый телефон. Он позвонил в нашу службу, рассказал, что попал в аварию и сломал ногу. Мы отправили к нему «Ямалспас». И буквально через некоторое время, – продолжает Василий Валерьевич, — нам звонят и сообщают, что в нашей ямальской тундре заблудился некий Эдвард, гражданин Америки, и ему нужна помощь. Мы начали сравнивать и сопоставлять некоторые вещи, и все-таки это оказался наш Эдуард. До сих пор не можем понять, как он умудрился до них дозвониться.

Для справки. Спутниковые телефоны фирмы Iridium выпускает американская фирма и у них колл-центр находится в Хьюстоне. Эту систему широко использует Министерство обороны США. Среди типичных пользователей — морское судоходство, авиация, нефтяная отрасль, государственные органы, а также ученые и заядлые путешественники. В России такая спутниковая связь работает давно и «легально».

За годы существования службы сотрудникам Единой дежурно-диспетчерской службы приходилось решать вопросы со спасением разных экспедиций от животных и спасением самих животных. Протяженность нашего района составляет порядка 700 км в длину и в ширину 250 км, людей порой очень сложно найти. Но нам не о чем волноваться. ЕДДС Ямальского района зарекомендовала себя как эффективный центр управления всеми службами, задействованными в предупреждении и устранении чрезвычайных ситуаций. Нам нужно только запомнить: если звонишь в «112», нужно ответить на три важных вопроса: что? где? когда? и представиться, это улучшит и ускорит процесс спасения.

Коллектив ЯТВ от всей души поздравляет всех работников Единой дежурно-диспетчерской службы отдела по делам ГО и ЧС и желает им хорошей погоды, профессиональных успехов, крепкого здоровья и благополучия!

Валентина Ноженникова, корреспондент газеты «Время Ямала»

В Сеяхе продолжается «Время Первых»

По всей стране, так и в Ямальском районе активно реализуется проект Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых» Это интересное, активное и содержательное действие для...

Жизнь, здоровье и имущество

Администрация села Панаевск напоминает жителям о пожарной безопасности В прошлом году на межселенной территории Ямальского района произошло 11 случаев возникновения пожара, все они по вине...

В Сеяхе в ДТП пострадал водитель снегохода

8 мая в самом северном поселении Ямальского района произошло ДТП, в котором пострадал человек. Водитель снегохода, будучи в алкогольном опьянении, превысил скорость и не учёл дорожные условия.

Дмитрий Артюхов и Алексей Чекунков обсудили развитие ямальских городов

Губернатор Ямала Дмитрий Артюхов и министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков провели рабочую встречу в Москве. Они обсудили разработку мастер-планов...

Жители Ямальского района могут улучшить свои поселки

Подать инициативы можно и на портале «Живем на Севере» в разделе «Уютный Ямал». По окончании сбора все идеи пройдут экспертизу и будут доработаны до инициативных проектов. Проекты-победители определят со 2 по 8 сентября путем народного голосования. Они будут реализованы в 2025 году.