Благородная миссия

Ученики и воспитанники навещают ее до сих пор. Сами они уже дедушки и бабушки, но помнят свою первую учительницу.

Вот и в этом году педагога не оставят без внимания. 2 февраля у Лидии Ивановны Матросовой (на снимке), Заслуженного учителя Российской Федерации, участницы II Всероссийского съезда учителей, день рождения.

ИА «ЯТВ» и редакция газеты «Время Ямала», в частности, присоединяются ко всем поздравлениям. Спасибо Вам за то, что много лет подряд отдавали свои силы и старания своим ученикам, передавали знания, мудрость и опыт! Вы заслуживаете наивысших похвал, ведь несколько поколений благодаря Вашему труду познавали школьную науку! Желаем Лидии Ивановне не стареть душой, быть активной и огромного здоровья!

За 54 года работы в Ямальской школе-интернате эта скромная, хрупкая женщина, талантливый педагог и просто огромной души человек выпустила не одно поколение ямальцев.

Однажды ярсалинка Татьяна Проскура написала статью в рамках рубрики: «Роль женщины в истории Ямальского района». В ней речь шла о Лидии Ивановне Матросовой. Предлагаем этот материал вашему вниманию.

Участница II Всероссийского съезда учителей. Избиралась депутатом сельского Совета трудящихся, депутатом районного Совета народных депутатов. В 1976 году награждена орденом «Знак почета», в 1986-ом — орденом Октябрьской революции, медалью «Ветеран труда» (1986 г.), знаком «Отличник народного просвещения» (1973 г.), Почетной грамотой Министерства РСФСР (1970 г.), заслуженный учитель России, человек с огромным педагогическим талантом и неуемной жизненной энергией — все это о Лидии Матросовой.

Родилась Лидия Ивановна 2 февраля 1940 года в поселке Нори Надымского района. В 1959 году окончила Салехардское педагогическое училище имени А.М. Зверева. Ее, как и многих в те времена, отправили работать по распределению в далекий северный поселочек — Яр-Сале.

Что вспоминает сама Лидия Ивановна о том времени:

— В ту пору начальная школа была с нулевых до третьих классов. Мне — молодому педагогу — доверили первый класс. Я сама маленького росточка, с двумя косичками не сильно-то и отличалась от детей. Помню, первое время ребятишки из соседних классов на переменах заглядывали посмотреть, что же за девочка ведет уроки у первого класса. На следующий год мой класс отдали уже другому учителю, а мне достался слабенький второй класс — их учительница уезжала работать в другое место. Так и была на подхвате несколько лет. А с 1966 года я впервые набрала нулевой класс. Дети были разные, но никогда в жизни я не могла сказать о том, что мне достался плохой ребенок. Сложные дети были, да, а вот плохих — ни одного! К каждому из них я искала свой подход. Старалась не перегружать. Постоянно следила за классом, вижу: устал ребенок — тут же меняла деятельность. За урок проводила несколько физкультминуток, мы с ними даже пели, чтобы немного отвлечься от учебного процесса и отдохнуть.

На мой вопрос: навещали ли ее уже выросшие ученики? — она только рассмеялась:
— И сейчас навещают! На днях с Сюнай-Сале заезжал, сам уже дедушка, а все про меня, первую учительницу помнит! А уж, перейдя из начальной школы в старшие классы, и подавно забегали ко мне в класс.

Про свою работу воспитателем в интернате Лидия Ивановна вспоминает неохотно:
— Я не так уж долго работала воспитателем, больше — учителем начальных классов. Да что обо мне писать? Писать нужно о молодых! Их сейчас много и все молодцы!

Но потом все же добавляет:
— Запомнилось больше всего то, как они ждали своих родителей. Эти короткие встречи были дороже всего на свете. Мы с детьми учили стихи, песни и потом перед родителями показывали целые концерты! Старались все как один! Как же, мама и папа приедут и увидят, чему они научились!

Не припоминаю, чтобы мне хоть один раз за все годы моей работы приходилось кого-то заставлять или на кого-то кричать. Опустив голову, Лидия Ивановна скромно добавляет:
— Я, если честно, вообще не умею кричать, так за всю свою жизнь и не научилась. Я все время боялась, вдруг побежит ребенок, поскользнется, ударится. Поэтому старалась каждый раз придумывать новые игры и развлечения, чтобы дети не проводили время праздно. Приносила им книги, а тем, кто слабо читал или не читал вовсе, сама читала вечерами.
Некоторые малыши совсем не знали русского языка, слушали речь и интонацию, стараясь не переспрашивать тех, кто знает русский язык, чтобы не развеять это чудесное таинство.

Любовь к чтению у Лидии Ивановны не угасла до сих пор. С книгой она засиживается порой до поздней ночи. А еще у нее есть воспоминания о маленьких школьниках, которые потом, уже будучи родителями, приводили в ее класс своих детей, сидели за теми же партами на родительских собраниях, а после них подходили со словами: «А помните?…» Эти воспоминания льются ровным потоком, а она улыбается, называя ребятишек одного за другим не только по годам учебы, но и поименно.

Николай Гаврилович Шемякин, руководивший Ямальской школой-интернатом более двух десятков лет, с теплом отзывается о Лидии Ивановне Матросовой.

— Одно время Лидия Ивановна работала в интернате воспитателем. Дети, истосковавшиеся по родителям, находили в ее лице тепло, заботу и ласку, которых им так не хватало в долгие месяцы учебы. Она придумывала им игры, учила с ними песни, находила подход к каждому детскому сердечку. Создавалось впечатление, что в этой маленькой, хрупкой женщине сосредоточен не только педагогический талант, но и огромная материнская душа, готовая отогреть каждого ребенка. Позже она вела классы коррекции, в которых обучались трудные дети. Это был нелегкий труд, требующий выдержки и неординарного подхода. За такие классы брался не каждый педагог. Лидия Ивановна никогда не жаловалась на непростых детей, более того, она в каждом из них видела что-то уникальное и прикладывала все силы для развития этих способностей в учениках, — вспоминает Николай Гаврилович.

Еще раз поздравляем этого замечательного человека, который своей жизнью показывает достойный пример молодежи. Благодарим за неоценимый труд, за золотые руки, доброе сердце и справедливость. Желаем крепчайшего здоровья, чтобы еще долгие годы Вы могли оставаться энергичной и полной сил, для того чтобы передать как можно больше опыта молодому поколению. Живите счастливо и радостно, в почете и нашем глубочайшем уважении к Вашим сединам и трудовым рукам.

Валентина Ноженникова,
по материалу Татьяны Проскура

Жители Ямальского района приняли участие в Первомайском параде 

Трудовые коллективы организаций и предприятий Ямальского района с огромным энтузиазмом и сплоченностью приняли участие в торжественном шествии.

Бесплатный проезд для детей из многодетных семей по карте «Морошка»

На Ямале ввели новую меру поддержки для детей из многодетных семей — теперь они могут бесплатно ездить на городском и пригородном транспорте. В Ямальском районе такой мерой можно воспользоваться в Яр-Сале и Мысе Каменном.

Фестиваль «СУП»: заявочная кампания открыта!

Представителей уличных культур и спорта в возрасте от 10 до 35 лет приглашают принять участие во втором молодёжном фестивале субкультур «Свобода. Улицы. Пространство», который пройдёт с 28 июня по 1 июля в Ноябрьске.

Ледоход на Оби – весна на Севере

Встреча ледохода для жителей Салемала стала традиционной и символизирует приход весны в Ямальский район.

Что означает праздник Первомай?

Этот день, связанный с работой, отмечается по всему миру в различные даты – 1 мая или в первый понедельник месяца.