Бескрайнее небо Заполярья

Весна богата значимыми для Ямальского района событиями. В марте исполняется 75 лет с начала строительства Мыскаменского аэродрома в качестве запасного варианта, с подчинением его управлению Полярной авиации.

Поселок Мыс Каменный начинает отсчет своей истории с 40-х годов 20 века. Тогда это место было выбрано для строительства секретного порта Северного военно-морского флота. Работы уже были начаты, когда оказалось, что Обская губа не подходит для возведения порта. Акватория залива имеет слишком малую глубину. К тому времени Мыс Каменный уже имел аэропорт.

Аэропорт в селе был построен в 1947-1948 годах. Изначально аэродром поселка являлся стратегическим военным объектом – «запасным аэродромом». Военные самолеты летали с проверкой — нет ли нарушения границ.

В 60-х годах прошлого столетия шло активное становление поселка. Здесь трудились настоящие романтики, первопроходцы, приехавшие по велению сердца. В 1959 году аэропорт Мыс Каменный открылся для приема-выпуска воздушных судов, обеспечивающих перевозку пассажиров, почты и грузов. В 1968 году на основе аэропорта Мыс Каменный создана объединенная авиаэскадрилья гражданской авиации. А спустя восемь лет, в 1976 году, она была реорганизована в объединенный авиаотряд. Именно этот период, 70-80-е годы, стал периодом расцвета и подъема в истории авиапредприятия.
В 70-х годах началось крупномасштабное освоение недр Западной Сибири, и первыми вышли именно наши геологоразведчики.

В 1996 году мыскаменский авиаотряд вошел в состав ОАО «Тюменская авиационная транспортная компания». Затем произошел еще ряд изменений статуса предприятия, в результате которых заполярный аэропорт стал филиалом ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр».

В 2009 году советом директоров ОАО «Аэропорт Сургут» принято решение о создании Мыскаменского филиала, который вошел в состав ОАО «Аэропорт Сургут».

Авиакомпания «Ямал» является достаточно молодой и быстроразвивающейся. Она стабильно функционирует на рынке вертолетных услуг, ставя перед собой серьезные задачи и сохраняя курс на развитие ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал» по оказанию вертолетных услуг и перевозок на территории ЯНАО. «Ямал» производит поисково-спасательное обеспечение полетов, дежурство по выполнению санитарных заданий в населенных пунктах округа, что позволяет своевременно выполнять экстренные рейсы, с целью доставки врачебных бригад, медоборудования, лекарственных средств, транспортировке и эвакуации больных из труднодоступных районов ЯНАО, где санитарные полеты нередко играют роль Скорой помощи.

На территории Крайнего Севера авиационный транспорт является основным, а порой и единственным средством передвижения населения и доставки грузов, несмотря на экстремальную природу, погоду и малонаселенность.

Фильм «Запасной аэродром», вышедший в 1977 году, несмотря на название, к авиации практически не имеет отношения, а рассказывает о взаимоотношениях людей, оказавшихся вместе в далекой Арктике. Особенностью картины является то, что некоторые ее сцены снимались в Мысе Каменном.

Вот, что об этом вспоминает бывший житель села Сергей Трикачев: «Однажды, сдав вертолет техникам, иду вдоль взлетной полосы в направлении столовой. На площадке стоит Ил-14, возле него наблюдается некоторое скопление жителей. Обратил внимание, что едет трактор, за «пультом» управления сидит Вася Майнсков. Сзади на толстых тросах за ним тянется «пена» — толстый лист металла для перевозки крупногабаритного и тяжелого груза, обваренный по краям и усиленный швеллерами. А на этих импровизированных санях установлена камера и стоит оператор. Трактор вместе с пеной, плавно перемещается по песку и движется параллельно взлетно-посадочной полосе. Ну, ездят и ездят, какое мне дело! Вечером в общежитии зашел разговор о том, что снимают художественный фильм — «Запасной аэродром» называется, с участием Владимира Самойлова и еще нескольких актеров. Даже не осталось в памяти, но в титрах стоят Андрей Ростоцкий и Светлана Немоляева. Свободные от полетов пилоты общались с Самойловым и даже запечатлены вместе с ним на фото. Ну, это у кого как получилось!»

Мы хотим сказать большое спасибо тем, кто занимается авиационной деятельностью в наших поселках, за их нелегкий труд. Пусть над нашими головами будет чистое и бескрайнее небо Заполярья.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В марте 1947 года приказом начальника Главного управления Гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР был создан Мыскаменский аэропорт как запасной вариант, с подчинением его Управлению Полярной авиации. В 1959 году аэропорт Мыс Каменный был открыт для приема-выпуска транспортных воздушных судов, обеспечивающих перевозку пассажиров, почты, грузов. 1 октября 1968 на основе Мыскаменского аэропорта была создана объединенная авиаэскадрилья.

Екатерина Варзумова, внештатный корреспондент газеты «Время Ямала»

Читать также

Ямал стал одним из 15 пилотных регионов по внедрению платформы «Моя школа». Она начнет работать с 1 сентября в 26 учреждениях

«Ямал-Медиа» сообщили, что с этого года ямальские школы будут учиться на новой платформе «Моя школа». Накануне 1 сентября ее...

Холода не за горами

Ямальские объекты жизнеобеспечения готовят к началу отопительного сезона

Спорт – норма жизни

В преддверии праздника - всероссийского дня физической культуры и спорта в Мысе Каменном провели мастерскую творческих дерзаний «Краски Севера»

Как живёшь — Салемал…

В традиционной рубрике мы продолжаем знакомить вас, дорогие читатели, с жизнью поселений нашего Ямальского района