Нововведения, стандарты образования – эти определения известны и понятны человеку, работающему в системе. Кочевнику, проживающему вдали от цивилизации без надобности эти понятия не то, чтобы не нужны, он с ними не сталкивается, в них нет потребности…
Но рано или поздно время берёт своё. О некоторых изменениях в системе образования в Сеяхинской школе-интернате и путях их решения расскажем в этой статье.
Для чего существует подготовительная группа в школе-интернате? Не для того, чтобы побыстрее отобрать у кочевника ребёнка из родной стихии. А для того, чтобы дети тундровиков подготовились к школе. Дети, которых родители не отпустили в подготовительную группу, остаются в тундре, год прошёл, а знания, которые будут требовать в 1 классе не получены. А для того, чтобы этим деткам было немного легче учиться, в Сеяхинской школе-интернате существует класс «Этнопедагоги», где старшеклассники учатся учить дошколят в условиях тундры. Данное направление существует в Сеяхинской школе с 2017 года. До этого с 2002 года была программа «Мир на ладони». Этнопедагогический класс – это утверждённая программа. Учащиеся данной группы изучают основы мировой педагогики, основы этнопедагогики.
– Первоначально девятиклассники, которые занимались в классе «Этнопедагогики», летом готовили малышей к школе. Но это было неудобно в том плане, что после 9 класса многие уезжали учиться в города или оставались в тундре. Т.е. в большинстве случаев не было результата работы осенью, не с кого было спросить. Поэтому решили взять учащихся 8 классов, предпочтительнее, тех у кого есть младшие братья и сестры. Есть акция «Готовимся к школе», где родители со старшими подготавливают детей к поступлению в 1 класс, – рассказывает Меретя Тусида, учитель родного ненецкого языка Сеяхинской школы-интерната.
Кроме воспитанников класса «Этнопедагогики» есть волонтёры. Добровольцев набирают с 4-го класса. Волонтёры не сидят с начала учебного года и не зубрят основы этнопедагогики. Начиная с весенних каникул с учащимися 4-х, 5-х, 6-х, 7-х классов проводятся беседы, мероприятия, на которых учитель рассказывает, чем должен заниматься ребёнок, который будет «учить» младшего братишку или сестрёнку. У ребят-волонтёров тоже есть дневник социальной практики, чтобы им было легче ориентироваться.
– Бывает и такое, что ребёнок всю зиму учился, посещал занятия «Этнопедагогики», а в тундре у него нет младших, не на ком применить полученные практические знания. А учится-то он для себя, чтобы в дальнейшем поступить в педагогическое заведение. Тогда решили, что будем брать тех, у кого точно есть младшие братья и сёстры или соседи по стойбищу, которым скоро в школу надо идти. Волонтёры у нас тоже очень старательные, молодцы, – продолжает учитель Сеяхинской школы-интерната.
– Я достаточно долгое время работаю с предшкольными классами. Бывали времена, когда их выпускала с начального звена, потом снова брала «нулевишек». Дети всегда разные. В каждой группе, в разные годы бывает разный состав. Некоторые приезжают эмоционально подготовленные, им легко даётся материал. Бывают детки, которые категорически не хотят учиться. Есть ребята, которые согласны заниматься, но по разным обстоятельствам у них не сразу получается. Бывают и такие, которые на лету всё схватывают, а поведение оставляет желать лучшего. Уже несколько лет нам хорошо помогают ребята из волонтёрской группы и учащиеся, которые посещают уроки «Этнопедагогики». Смело могу сказать, что воспитанники, которые поступили в предшкольный класс и с которыми занимались в тундре, легче осваивают изучаемый материал, в некоторой степени есть усидчивость и элементарные понятия, – рассказывает Лариса Окотэтто, учитель Сеяхинской школы-интерната.
– Я летом занималась со своей сестрёнкой. Она сейчас учится у Ларисы Очевны. Я учила Августину держать ручку и правильно писать. У нас в семье все девочки, мы всегда помогаем родителям. У меня была тетрадь, там написано, что нужно было делать каждый день. Я читала сказки, показывала картинки, рисовали и срисовывали. А осенью я выступала, показывала, чем занималась в тундре с сестрёнкой, чему я её научила, – говорит Яна Яунгад, ученица 5 класса Сеяхинской школы-интерната.
Особенно актуальна работа учащихся группы «Этнопедагогики» и волонтёров будут этим летом. Как было отмечено, дети, достигшие на начало учебного года возраста 6 лет 6 месяцев, поступят в первый класс. Девочки и мальчики младше будут зачислены в подготовительную группу школы-интерната.
– Вести занятия в тундре, это не значит целыми днями сидеть в чуме, писать и чертить. Это прогулка, обсуждение погоды, явления природы, можно внимательно рассматривать объекты живой и неживой природы, чем отличается тундра в разное время года, изучение и повторение техники безопасности возле водоёмов, на улице и в чуме. Раскладываем посуду, изучаем счёт, цвета и т.д. При поступлении в школу, сразу бывает видно, кто в системе учился, кого вообще не готовили, а кто через раз занимался, – говорит Меретя Григорьевна.
– Я прошлым летом учил младшего брата в тундре. Владик сейчас ходит в подготовительную группу. Мы всё лето занимались уроками. Когда дождь на улице был, мы в чуме писали в прописях. При хорошей погоде, ходили по тундре, рассматривали растения. Когда помогаем отцу следить за животными, считаем сколько оленей. Заниматься с младшим братом мне понравилось, это очень интересно и увлекательно, – рассказывает Дмитрий Вануйто, ученик 8 класса Сеяхинской школы-интерната.
Предшкольная группа при интернате была и раньше. Были времена, когда подготовительную группу для учащихся тундровиков закрывали. Сильно страшного в этом учитель Сеяхинской школы-интерната не видит, но разница всё-таки есть.
– Недавние ученики, которые пошли в 1 класс без подготовки, сейчас учатся в 6-х, 7-х, 8-х и 9-х классах. Разница была большая. Проблема в том, что нужно маленького тундрового человека усадить за парту и он должен определённое время сидеть и писать, слушать учителя. Дети приехали из тундры, они привыкли целыми днями ходить по улице. Да и ребёнок дошкольного возраста по сути постоянно в движении, его невозможно надолго занять одним делом. Незнание русского языка не пугает, если ребёнок усидчивый, он справится с учебной нагрузкой. Сегодня школьная программа сложнее, а тут ребёнок, который в принципе не держал ручку в тундре. Со временем дети, конечно, усвоили программу и сейчас учатся неплохо, есть хорошисты, были и неуспевающие. Мы так же учились без подготовки, многие выпускники прошлых лет сразу садились в 1 класс. Сейчас каждый занят в своей стихии, кто работает и живёт в посёлке, городе, некоторые занимаются оленеводством, например. Успехи в школе зависят от самого человека. Насколько он волевой, так и пойдёт учёба. Конечно, главное, чтобы родители правильно настраивали детей к школе. Психологическая и эмоциональная готовность играет большую роль, а педагогическая, здесь мы поможем, – подытоживает беседу Меретя Тусида, учитель родного ненецкого языка Сеяхинской школы-интерната.
Антонина Серасхова