Готовимся к школе в тундре

Нововведения, стандарты образования – эти определения известны и понятны человеку, работающему в системе. Кочевнику, проживающему вдали от цивилизации без надобности эти понятия не то, чтобы не нужны, он с ними не сталкивается, в них нет потребности…

Но рано или поздно время берёт своё. О некоторых изменениях в системе образования в Сеяхинской школе-интернате и путях их решения расскажем в этой статье.

Для чего существует подготовительная группа в школе-интернате? Не для того, чтобы побыстрее отобрать у кочевника ребёнка из родной стихии. А для того, чтобы дети тундровиков подготовились к школе. Дети, которых родители не отпустили в подготовительную группу, остаются в тундре, год прошёл, а знания, которые будут требовать в 1 классе не получены. А для того, чтобы этим деткам было немного легче учиться, в Сеяхинской школе-интернате существует класс «Этнопедагоги», где старшеклассники учатся учить дошколят в условиях тундры. Данное направление существует в Сеяхинской школе с 2017 года. До этого с 2002 года была программа «Мир на ладони». Этнопедагогический класс – это утверждённая программа. Учащиеся данной группы изучают основы мировой педагогики, основы этнопедагогики.

– Первоначально девятиклассники, которые занимались в классе «Этнопедагогики», летом готовили малышей к школе. Но это было неудобно в том плане, что после 9 класса многие уезжали учиться в города или оставались в тундре. Т.е. в большинстве случаев не было результата работы осенью, не с кого было спросить. Поэтому решили взять учащихся 8 классов, предпочтительнее, тех у кого есть младшие братья и сестры. Есть акция «Готовимся к школе», где родители со старшими подготавливают детей к поступлению в 1 класс, – рассказывает Меретя Тусида, учитель родного ненецкого языка Сеяхинской школы-интерната.

Кроме воспитанников класса «Этнопедагогики» есть волонтёры. Добровольцев набирают с 4-го класса. Волонтёры не сидят с начала учебного года и не зубрят основы этнопедагогики. Начиная с весенних каникул с учащимися 4-х, 5-х, 6-х, 7-х классов проводятся беседы, мероприятия, на которых учитель рассказывает, чем должен заниматься ребёнок, который будет «учить» младшего братишку или сестрёнку. У ребят-волонтёров тоже есть дневник социальной практики, чтобы им было легче ориентироваться.

– Бывает и такое, что ребёнок всю зиму учился, посещал занятия «Этнопедагогики», а в тундре у него нет младших, не на ком применить полученные практические знания. А учится-то он для себя, чтобы в дальнейшем поступить в педагогическое заведение. Тогда решили, что будем брать тех, у кого точно есть младшие братья и сёстры или соседи по стойбищу, которым скоро в школу надо идти. Волонтёры у нас тоже очень старательные, молодцы, – продолжает учитель Сеяхинской школы-интерната.

– Я достаточно долгое время работаю с предшкольными классами. Бывали времена, когда их выпускала с начального звена, потом снова брала «нулевишек». Дети всегда разные. В каждой группе, в разные годы бывает разный состав. Некоторые приезжают эмоционально подготовленные, им легко даётся материал. Бывают детки, которые категорически не хотят учиться. Есть ребята, которые согласны заниматься, но по разным обстоятельствам у них не сразу получается. Бывают и такие, которые на лету всё схватывают, а поведение оставляет желать лучшего. Уже несколько лет нам хорошо помогают ребята из волонтёрской группы и учащиеся, которые посещают уроки «Этнопедагогики». Смело могу сказать, что воспитанники, которые поступили в предшкольный класс и с которыми занимались в тундре, легче осваивают изучаемый материал, в некоторой степени есть усидчивость и элементарные понятия, – рассказывает Лариса Окотэтто, учитель Сеяхинской школы-интерната.

– Я летом занималась со своей сестрёнкой. Она сейчас учится у Ларисы Очевны. Я учила Августину держать ручку и правильно писать. У нас в семье все девочки, мы всегда помогаем родителям. У меня была тетрадь, там написано, что нужно было делать каждый день. Я читала сказки, показывала картинки, рисовали и срисовывали. А осенью я выступала, показывала, чем занималась в тундре с сестрёнкой, чему я её научила, – говорит Яна Яунгад, ученица 5 класса Сеяхинской школы-интерната.

Особенно актуальна работа учащихся группы «Этнопедагогики» и волонтёров будут этим летом. Как было отмечено, дети, достигшие на начало учебного года возраста 6 лет 6 месяцев, поступят в первый класс. Девочки и мальчики младше будут зачислены в подготовительную группу школы-интерната.

– Вести занятия в тундре, это не значит целыми днями сидеть в чуме, писать и чертить. Это прогулка, обсуждение погоды, явления природы, можно внимательно рассматривать объекты живой и неживой природы, чем отличается тундра в разное время года, изучение и повторение техники безопасности возле водоёмов, на улице и в чуме. Раскладываем посуду, изучаем счёт, цвета и т.д. При поступлении в школу, сразу бывает видно, кто в системе учился, кого вообще не готовили, а кто через раз занимался, – говорит Меретя Григорьевна.

– Я прошлым летом учил младшего брата в тундре. Владик сейчас ходит в подготовительную группу. Мы всё лето занимались уроками. Когда дождь на улице был, мы в чуме писали в прописях. При хорошей погоде, ходили по тундре, рассматривали растения. Когда помогаем отцу следить за животными, считаем сколько оленей. Заниматься с младшим братом мне понравилось, это очень интересно и увлекательно, – рассказывает Дмитрий Вануйто, ученик 8 класса Сеяхинской школы-интерната.

Предшкольная группа при интернате была и раньше. Были времена, когда подготовительную группу для учащихся тундровиков закрывали. Сильно страшного в этом учитель Сеяхинской школы-интерната не видит, но разница всё-таки есть.

– Недавние ученики, которые пошли в 1 класс без подготовки, сейчас учатся в 6-х, 7-х, 8-х и 9-х классах. Разница была большая. Проблема в том, что нужно маленького тундрового человека усадить за парту и он должен определённое время сидеть и писать, слушать учителя. Дети приехали из тундры, они привыкли целыми днями ходить по улице. Да и ребёнок дошкольного возраста по сути постоянно в движении, его невозможно надолго занять одним делом. Незнание русского языка не пугает, если ребёнок усидчивый, он справится с учебной нагрузкой. Сегодня школьная программа сложнее, а тут ребёнок, который в принципе не держал ручку в тундре. Со временем дети, конечно, усвоили программу и сейчас учатся неплохо, есть хорошисты, были и неуспевающие. Мы так же учились без подготовки, многие выпускники прошлых лет сразу садились в 1 класс. Сейчас каждый занят в своей стихии, кто работает и живёт в посёлке, городе, некоторые занимаются оленеводством, например. Успехи в школе зависят от самого человека. Насколько он волевой, так и пойдёт учёба. Конечно, главное, чтобы родители правильно настраивали детей к школе. Психологическая и эмоциональная готовность играет большую роль, а педагогическая, здесь мы поможем, – подытоживает беседу Меретя Тусида, учитель родного ненецкого языка Сеяхинской школы-интерната.

Антонина Серасхова

Древо жизни

В уютном домике Города мастеров состоялась значимое мероприятие активных участников, которое организовал Дом культуры «Яля Сэв». Встреча была приурочена к Дню толерантности и собрала людей, которые знают и ценят традиции, язык и культуру коренных жителей.

Зима покажет

В Новом Порту завершились ремонтные работы крыши дома по адресу ул. Советская, д. 21. Этот дом уже неоднократно подвергался обновлениям: в прошлом году здесь заменили полы на первом этаже и установили новые окна, а этой осенью пришёл черёд крыши.

Две победы у добровольца из села Яр-Сале

Она получила сразу две награды, продемонстрировав высокий профессионализм и огромное стремление к улучшению жизни в своём регионе.

Коммунальщики начеку

Этот вид работ входит в стоимость её услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию. УК отвечает за трубы и стояки водоснабжения до первого отключающего устройства или до первого спаянного соединения внутри квартиры. Если трубу прорвало до вентиля, чинить будет УК. Если протечка случилась после вентиля, все расходы по ремонту ложатся на плечи жильцов. Обычно перечень общедомового имущества, за которым должна следить УК, включён в договор.

В Сеяхе растят ямальских химиков

Школьники самого северного учебного заведения с удовольствием занимаются по компетенции «Лаборант химического анализа». Что узнали сеяхинские ребята, чем занимаются на занятиях, узнаете в статье.