В страну Знаний о родном языке – вместе с педагогом

В страну Знаний о родном языке – вместе с педагогом

Каждый день в жизни детского сада уникален и неповторим. Он наполнен интересными событиями и эмоциями. В Сеяхинском дошкольном учреждении ребята знакомятся с разнообразием природного мира, учатся видеть, чувствовать красоту окружающей среды. Проводят беседы о необходимости защиты и охраны природы, закрепляют правила поведения в тундре и лесу.

В зимнем саду дошколята под руководством воспитателей растят огурцы. В изостудии дети знакомятся с удивительным миром искусства и сами выполняют рисунки, лепят из пластилина, делают поделки из цветной бумаги. В группах ребята играют в игрушки, в познавательные настольные игры, в ходе которых узнают много нового, учат буквы и цифры.

Знакомятся малыши и с удивительным миром дошкольной жизни. В музыкальном зале поют, танцуют, готовятся к различным праздникам. Чтобы быть сильными, ловкими и смелыми, ребята занимаются в физкультурном зале. Вот так интересно, плодотворно и весело проходят дни, недели, месяцы в детском саду «Оленёнок».

Есть в дошкольном учреждении ещё одно замечательное направление – изучение родного языка, ему уделяется довольно значительная часть времени.

– Основным приоритетом своей деятельности считаю следующее: воспитание каждого ребёнка должно быть не только физически подготовленного, но и нравственного, творческого, эмоционального, толерантного гражданина, –говорит Анастасия Серёгина, педагог дополнительного образования детского сада «Оленёнок». – Так сложилось, что, когда я выбирала свою дорогу, она привела меня в детский сад. Сегодня я – преподаватель родного (ненецкого) языка. Главная моя цель – это увлечь детей своим предметом, отправляя их в далёкое путешествие – в страну знаний о родном языке. Наша жизнь тем и интересна, что не позволяет останавливаться на достигнутом, она заставляет нас постоянно совершенствоваться. Моё желание – превратить занятия родного языка в занятия душевной радости и гордости за свой народ. Чтобы сохранить и продолжить в веках ненецкую культуру, необходимо приобщать и формировать интерес к ней подрастающего поколения.

С 2009 года Анастасия Серёгина работает воспитателем Сеяхинского детского сада, с 2011-ого является преподавателем родного (ненецкого) языка. Занятия проводит по программе Н.Я. Кокоревой «Лахана тохолкудм» («Учусь говорить»). Программа направлена на познание окружающего мира и формирование у детей интереса к изучению языка. В ходе образовательной деятельности воспитанники детского сада узнают о жизни и быте народа ненцев, знакомятся с его культурой, в том числе через изучение национально-прикладного искусства, картин, фотографий. Используются в ходе образовательной деятельности и компьютерные презентации, включаются в уроки и просмотры видеоматериалов.

– Дети знакомятся с национальным ненецким жилищем – чумом, его внутренним убранством, с одеждой и обувью, национальными узорами. В программу включены такие основные разделы, как: «Дом и семья», «Детский сад», «Домашние и дикие животные», «Профессии», «Времена года», «Одежда народа ненцы», «Сказки, загадки, игры народов Севера». Отличительная особенность данной программы заключается в использовании во время бесед игр-ситуаций, игр с реальными предметами. В работе преследую такие задачи, как формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения ненецким языком в устной форме; обучение восприятию и пониманию ненецкой речи на слух, говорение в пределах доступной тематики, усвоенных слов; обучение детей строить предложения из 2-3 слов или составлять описание по картинке; воспитание любви и уважения к родному краю, – рассказывает преподаватель родного (ненецкого) языка.

Заслуживает внимания и сам кабинет родного языка. Здесь особое место занимает мини-музей, в котором представлены экспонаты для ознакомления дошкольников с культурой, традициями, бытом народов Севера, природой родного края. Все ребята с удовольствием посещают занятия по ненецкому языку, ведь здесь они учатся в игровой форме, примеряя на себя предметы ненецкого гардероба или представляя себя в роли тундровика, живущего в чуме и пасущего стадо оленей.

К основным направлениям работы относятся приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих ЯНАО; формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях; создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, их культурным ценностям. Здесь каждому ребёнку предоставлена возможность обучаться на родном ненецком языке, а также наравне с ним изучать русский язык в тех же объёмах. На занятиях большое внимание уделяется воспитанию бережного отношения к семейным традициям, привитию любви к историческому наследию, национальным традициям через изучение истории своего рода.

Антонина Серасхова

Полномочия фонда – большая ответственность

Владимир Путин расширил полномочия фонда «Защитники Отечества» 3 февраля 2024 года внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 2023 года «О создании...

И превратились в белых журавлей…

Патриотическое мероприятие организовали в рамках нового формата «Бессмертного полка». Ученики и учителя приносят в школу фотографии родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Артём всегда на связи

Ярсалинец Артём Ного вот уже пять лет трудится в рядах противопожарной службы Ямало-Ненецкого автономного округа по муниципальному округу Ямальский район. А начиналось всё с...

Борьба с природой

В Ямальском районе количество выпавших осадков превышает месячную норму. Снегопады и метели становятся причиной многих проблем. Село Салемал практически без остановки проводит обширную работу по уборке снега и очистке дорог.

Они первыми реагируют на зов о помощи

30 апреля свой профессиональный праздник отмечает одна из самых жизненно необходимых служб быстрого реагирования – пожарная охрана. В Ямальском районе это 165 грамотно и...