Вслед за аргишем

Ежегодно кочевые группы помогают тундровым детям подготовиться к школе

Кочевая школа — особый тип общеобразовательной школы, приспособленный к местным условиям Крайнего Севера и получивший распространение в 20-30 годы прошлого века. Основная цель — сделать школу доступной для детей кочевников. Деятельность кочевых школ представляет собой определенный этап в развитии системы народного образования в условиях Крайнего Севера. В годы становления школы открывались для детей, а вечером — для взрослого населения в целях ликвидации безграмотности.

В настоящее время отличительной особенностью дошкольного образования Ямальского района является функционирование на его территории круглогодичных и сезонных кочевых групп. В целях организации предшкольной подготовки детей дошкольного возраста в местах кочевий с 2017 года проводится акция «Готовимся к школе». Сегодня несмотря на сложившуюся сложную эпидемиологическую обстановку в России и в районе в том числе образовательные организации района продолжают направлять волонтёров в тундру для обучения младших родственников.

Юные учителя, как правило, едут в свои стойбища на время летних каникул, где проводят образовательный процесс, направленный на изучение азов грамоты среди младших братьев, сестёр и соседей по стоянке. Вооружившись нехитрым учебным скарбом (учебными пособиями и канцелярскими принадлежностями), ученики школы-интерната организуют учебную программу прямо в чуме. Стоит отметить, что ребята весьма ответственно относятся к своей просветительской миссии, сей факт подтверждают производственные дневники практики, где прописан ежедневный план занятий. По приезду тундровые волонтёры отчитываются о проделанной работе, и успехах своих подопечных. Без сомнений, подобная важная деятельность младших школьников вносит весомый вклад в образование детей из числа коренного населения. При поступлении в первый класс тундровые дети демонстрируют неплохие начальные знания владения русским языком.

Организованы обучающие программы по подготовке тундровиков и в  дошкольных образовательных организациях муниципалитета. Так, в 2019 году на базе детского сада «Солнышко» работали пять таких групп, ведущих воспитательную работу деятельность на протяжении года. Тундровые воспитатели каслают вместе с оленеводами по территории всего полуострова: обучают ребятишек грамоте, письму и счёту. Кроме того, сотрудники дошкольного образования  оказывают услуги по уходу и присмотру за самими маленькими жителями тундры.

— Необходимость создания кочевых группы была вызвана несколько лет назад, в связи с закрытие «нулевых классов», — рассказывает главный специалист по дошкольному образованию департамента образования Ямальского района Алёна Раенбакова. — Образовательный процесс тундровых детей решено было продолжить при помощи сотрудников ярсалинского детского сада «Солнышко». Сегодня воспитатели кочевых групп осуществляют круглогодичный образовательный процесс среди детей оленеводов.

На сегодня, по предварительным данным, в акции задействовано 45 волонтёров и 10 воспитателей. Силами участников акции, предполагается охватить около сотни дошкольников из числа коренного населения. Все волонтёры и воспитатели обеспечены полным учебным комплектом, дидактическими и раздаточными материалами.

Несколько лет на базе МБДОУ «Мыскаменский детский сад» действует «Сезонная кочевая группа кратковременного пребывания». В этом году руководителем просветительского направления стала Лина Хасовонявна Окотэтто. В рамках подготовки тундровых детей к школе педагог использует весь полученный методический и художественный материал. Сотрудник детского сада проводит занятия по пяти направлениям: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Отдельным пунктом в учебной программе стоит работа по привитию культурно-гигиенических навыков.

Как правило, в работе  педагог ориентируется на запросы и уровень развития подопечных. В ходе занятий используются различные виды игр, в том числе и национальные. Игры наиболее понятны и доступны детям дошкольного возраста, а потому являются наиболее приоритетной формой организации учебного процесса, позволяющей каждому ребенку наиболее полно проявить любознательность, активность, интерес к учёбе.

Также, в рамках уроков, происходит приобщение детей к традиционному укладу жизни: промыслам, национально-прикладному творчеству коренных малочисленных народов Крайнего Севера. Весь образовательный процесс строится на основе билингвальной системы (на родном языке) с постепенным приобщением тундровых ребят к изучению русского языка.

Немало сил и терпения стоит участие в просветительской акции. Нелегкая это работа каслать за аргишом по многочисленным пастбищам, но работа благородная и важная, которая, несомненно, приносит поистине важный результат, и служит на благо отечественного образования.

Оксана Степанова

Почёт, слава и уважение людям труда

Праздник Весны и Труда – сегодня празднуют широко в больших городах и маленьких сёлах по всей стране. Поддерживают торжество и жители Ямальского района. Как...

На Пасху верующие придут в обновлённый храм

В Яр-Сале подготовили храм блаженной Ксении Петербургской к празднованию главного христианского праздника – Светлому Христову Воскресению В этом году православные христиане отметят Пасху 5 мая,...

Люди – главное богатство

В рамках празднования Весны и Труда в сёлах Ямальского района обновили Доски Почёта В Яр-Сале вручили сертификаты 10 заслуженным и уважаемым людям Абельмажинову Рустему Кусаиновичу -...

Семьи тундровиков начали получать ветеринарные комплекты

В состав набора входят необходимые лекарства, перевязочные материалы и инструменты для ухода за оленями. Комплекты предоставляются бесплатно.

На Ямале растёт показатель ранней диагностики онкологических заболеваний

По итогам первого квартала текущего года медики выявили 366 случаев первичных онкологических заболеваний. Из них 232 случая были диагностированы на первой стадии, а 21 — на нулевой.