Так называют наставников, причастных к одной из самых творческих профессий в мире
Тех, кто ежедневно знакомит школьников с удивительным миром искусства и чарующих звуков. Учитель музыки — это не просто творческое призвание, любовь к детям и своему предмету. Хотя и без этих важных составляющих стать достойным педагогом практически невозможно.
Сегодня многие ошибочно считают, что такая школьная наука как «музыка» является не особо значимой и даже второстепенной. Откровенно забывая о том, что именно этой дисциплине под силу духовно обогатить внутренний мир ребенка, развить эстетический вкус, привить способность к вокальному исполнению.
По мнению учителя музыки Ямальской школы-интерната Сэсэг Малхановой, её работа — будить тонкие струны детской души, дарить вдохновение, формировать эстетическую составляющую личности, раскрывать и развивать юные таланты.
— Для чего музыка ребенку? Я считаю, что школьнику хотя бы раз в неделю важно окунуться в прекрасную атмосферу искусства, послушать классические произведения великих композиторов. Это своего рода арт-терапия. На моих уроках ребята знакомятся с вокальным творчеством. Внимательно слушают, включаются в диалог. Пробуют исполнять песенные произведения. Я вижу, что им это интересно. И этот факт не может не радовать, — отмечает педагог.
Ликование ямальского учителя вполне объяснимо. В современном мире технологий, гаджетов и интернета молодежь не часто интересуется классикой и творческим развитием в целом. Молодое поколение больше влекут популярные мессенджеры, приложения, новомодные смартфоны. Модные веяния современности отнимают много свободного времени, не оставляя места для полезных занятий, хобби и увлечений.
— На уроках и в рамках внеклассной деятельности выявляю таланты одаренных детей, имеющих музыкальные задатки, стараюсь развивать их. Со временем дети втягиваются в творческий процесс, проводят больше времени за репетициями, выступлениями, развиваются творчески, — говорит преподаватель.
Несколько лет назад по приезду на север профессиональный педагог организовала внеурочную деятельность на базе Сеяхинской школы-интерната. Для этих целей преподаватель создала вокальную группу, отобрала способных ребят. Позже, переехав в райцентр, учитель музыки продолжила свое дело уже в стенах образовательной организации райцентра.
Сегодня силами школьников проводятся внутришкольные праздники, концерты. Также без талантливых подростков не обходится ни один поселковый праздник. Дети зачастую участвуют в майских торжествах, парадах, открытиях спортивных соревнований и многом другом.
В свое время таланты воспитанников кружка внеурочной деятельности были оценены на районных, окружных и даже международных вокальных смотрах. И пусть ямальские певцы не удостоились серьезных наград, но личную минуту славы и бесценный вокальный опыт ребятам приобрести все же удалось.
В беседе ярсалинский педагог часто подчеркивает, что любой ребенок талантлив, талантлив по-своему. Учитель музыки заявляет, о том, что голос можно развить в любом возрасте, необходимо лишь желание, упорство и стремление к результату.
— Главное — это наличие музыкального слуха, — продолжает преподаватель. — Во время записи в вокальную группу я не устраиваю жесткого кастинга. Стараюсь уделить внимание всем. Позже ребята сами понимают, что заниматься пением – это очень непросто. В связи с чем происходит так называемый отсев. В целом детям интересно, они хотят петь, выступать на большой сцене, слышать аплодисменты. Несмотря на то, что вокальные способности присущи в любом возрасте, я стараюсь делать упор на первоклашек. Мне хочется взрастить их талант, наблюдать, помогать, направлять.
Оперы Чайковского, сюиты Баха, увертюры Бетховена — каждый музыкальные урок дарит возможность перенестись на подмостки мировых концертных залов, окунуться в неповторимую атмосферу классики. Дополнением к образовательному процессу служит изучение творчества ненецких деятелей искусства, рассказы и включенное обсуждение. Педагог по вокалу старается сделать каждый урок особенным, непохожим на предыдущий.
Во время школьного часа Сэсэг Будаевна в доступной форме рассказывает ребятам о сложных процессах познания искусства. Старается организовать работу по наиболее глубокому усвоению новых знаний, получению чувственного опыта и эстетических переживаний посредством музыки. Для поселкового педагога приоритетным является выбор наиболее эффективных форм и методов организации учебного процесса. А главная задача, по мнению учителя, это — качественная организация музыкальных занятий, с применением эффективных методов усвоения материала. При этом преподавателю удается не забывать о таком важном аспекте, как педагогическое творчество. Поэтому при знакомстве с миром музыки учитель максимально вовлекает школьников в творческий процесс, заставляя не только слышать, но и понимать музыкальные произведения.
— Мастерство педагога состоит в том, чтобы на простом и понятном языке рассказать о сложном. Дети имеют способность тонко чувствовать музыку, но при этом могут не понимать некоторых теоретических вопросов. Я стараюсь объяснить, направить их. На уроках дети слушают, исполняют песни, таким образом, постепенно приобщаясь к удивительному миру высокого искусства, — подчеркивает Сэсэг Будаевна.
Оксана Степанова