Я памятью своей на той войне остался

15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов. 30 лет назад завершен вывод группы советских войск из Афганистана.

В далеком 1979 году на очередном заседании Политбюро ЦК КПСС было принято решение о введении советских войск на территорию Афганской республики. Участие СССР в событиях тех страшных лет унесло тысячи жизней, навсегда оставив глубокий и тяжелый след войны в людских судьбах

— В 1979 году я нёс срочную службу на территории Белоруссии, в городе Витебск. До дембеля оставалось совсем немного времени, как поступил приказ лететь на боевые учения. Лишних вопросов не задавали — приказы командования не обсуждались. Мы до последнего не знали, куда летим, и только после того, как наш самолет приземлился на границе с Афганистаном, поняли, что это никакие не учения — это война, — начинает свой рассказ участник боевых действий Василий Мальцев (на фото), житель села Яр-Сале. 

Декабрь 1979 года — начало военного конфликта между правительственными войсками Афганистана и вооруженными формированиями афганских моджахедов. По решению советского правительства тысячи русских солдат были отправлены для исполнения интернационального долга. Наш земляк Василий Васильевич Мальцев стал одним из тех, кто первым увидел события тех страшных лет своими глазами.

— До Афгана я служил в ВДВ, именно «голубые береты» первыми были брошены на воюющую территорию, — продолжает Василий Васильевич. — Начальной военной подготовки не было, да и не нужна она была нам — вэдэвэшникам. По прилету в Кабул нас отправили на первое боевое задание. Нам предстояло осуществить захват танкового корпуса противника. Завязался ожесточенный бой, представители вооруженной оппозиции попытались скрыться, но наши бойцы не дали им уйти. В итоге операция заняла три часа, нашей части удалось выйти без потерь, противник сдался, а здание противника было разрушено.

Первая важная победа советского батальона ВДВ укрепила авторитет наших войск не только в глазах противника, но также официального правительства исламской республики.

— После захвата танкового расположения нашу восьмую роту определили в качестве охраны председателя Революционного совета Бабрака Кармаля. Помню его фразу: «Дайте мне одну роту десантников и никакая охрана больше не нужна». Кроме постоянного наблюдения за государственным деятелем приходилось проверять наши блокпосты, осуществлять патрулирование  наиболее опасных участков, осуществлять охрану мирных жителей, — вспоминает собеседник.

А на войне — как на войне. Суровый солдатский быт, отсутствие  элементарных  санусловий и удобств, а вместо кровати — собственная шинель. Все тяготы и лишения советские солдаты переносили стойко, как и подобает настоящим героям. Справиться с постоянным напряжением помогало боевое братство, поддержка и крепкое плечо товарища.

— Война научила многому, например, ценить свою жизнь и настоящую мужскую дружбу. Вдалеке от Родины мы старались всеми силами поддерживать и помогать другу, делили тяготы военного времени на всех. Так было проще переживать непростые месяцы службы.

В своем рассказе Василий Васильевич часто упоминает о том, что  на этой войне ему «повезло». Свое везение объясняет тем, что ему в отличие от многих, не пришлось прикоснуться ко всем ужасам военного времени.

— К счастью, мне не приходилось убивать, видеть трупы и кровь. Ранений тоже не было, судьба хранила что-ли, не знаю. Моей задачей было крутить штурвал боевой машины десанта (БМД), обеспечивать доставку и прикрытие. Войну я наблюдал в триплекс своей боемашины. 

Война оставила в судьбах солдат глубокий след, избавиться от которого удалось немногим. Участники боевых действий после   возвращения из Афганистана проходили так называемый «афганский синдром», еще долго оставаясь мыслями где-то там, на полях сражений.

— Меня последствия войны, можно сказать, миновали, не было ночных кошмаров, нервных срывов. Ничего такого не испытывал. Я, можно сказать, отделался «легким испугом», в отличие от многих своих однополчан. Но, все же, Афганская война оставила нехороший след в моей судьбе.

Одна из самых долгих войн в новейшей истории, длившаяся с 1979 по 1989 год, унесла по официальным данным более десяти тысяч жизней советских военных. В безвозвратные боевые потери вошли также лица, скончавшиеся от ранений в госпиталях и скончавшиеся вследствие болезней уже после увольнения.

— Из нашего батальона не вернулись домой 36 человек. Потери понесли две роты — седьмая и девятая. Среди нашего состава убитых не было. Честно говоря, мы боялись, что по окончании армейской службы нас попросту не отпустят домой. Но прошло полгода, срок службы подошел к концу, и нам выдали приказы о демобилизации и пятнадцатого мая мы попрощались с Афганом. Войну называют бессмысленной и беспощадной, и это правда. Ведь ни один политический конфликт, каким бы важным он не был, не стоит ни одной человеческой жизни, — завершает свои воспоминания воин-интернационалист Василий Мальцев, ныне водитель МП «Аэропорт Яр-Сале».

Оксана Степанова, корреспондент газеты «Время Ямала»

Осталась неделя для голосования за объекты благоустройства

Ямальцы традиционно активны в выборе территорий благоустройства. Более 105 тысяч человек уже сделали свой выбор, это больше показателей предыдущих лет. В числе лидеров – жители Ямальского района и Губкинского.

Дмитрий Артюхов вручил школьникам-знатокам востоковедения путевки в Китай

Губернатор ЯНАО пообщался с участниками первой ямальской олимпиады по востоковедению. Предложение о проведении такого соревнования обучающихся школ внесла салехардский учитель Анна Носова в день профессионального праздника педагогов.

Главное – быть начеку

В этом году снежная погода осложнила работу властям поселения и коммунальщикам. Таких снежных намётов в селе не видели давно. Затяжная зимняя погода со снегом и шквалистым ветром привела к тому, что с изрядной частой в поселении вырастали большие сугробы, и коммунальным службам приходилось трудиться не покладая рук.

На Ямале увеличили штрафы за самовыгул домашних животных

От 2,5 до 4 тысяч рублей, за повторное нарушение - 5 тысяч рублей. В ЯНАО принят закон, повышающий штрафы за самовыгул домашних животных.

На Ямале «солнечный» витамин будут выдавать всем малышам до трех лет

В Год детства на Ямале маленькие северяне до трех лет бесплатно получат «солнечный» витамин Д. Раньше он предназначался только для льготников на амбулаторном лечении.