Сказки у очага

В первый день календарной зимы этно-стойбище «Лимбя» встретило гостей не совсем обычно: в чуме при свечах увлекательно прошла тематическая программа с участием ненецких сказителей.

Нет человека, который бы в детстве не любил сказок. Многие проносят эту любовь через все жизнь. Впервые в 17 веке слово «сказка» появилось в письменных источниках. Сказки создавались веками, они из поколения поколению передавали доброту и мудрость людей. Со временем этот фольклорный жанр завоевал своих поклонников, людям нравилось слушать интересные и поучительные, еще и веселые истории.

Что касается северных сказок, они являются международным историческим достоянием. В них отражается развитие культуры древних цивилизаций. По мнению ученых, северные сказки появились в 5-м веке нашей эры. Идея северных сказок чаще заключалась в том, чтобы показать суровую жизнь северных народов, а также умение правильно сделать свой жизненный вывод.

Жители северных народов поклонялись языческим героям, богам и верили в добрые силы, которые победят зло и будут жить в любви и согласии. Легенда о людях маленького роста, сихирти, которые жили под землей, прозвучавшая из уст З. П. Сафарбековой настроила в помещении волшебную атмосферу.

— Это было очень давно, с тех пор прошло десять тысяч лун, — говорила Зоя Прокопьевна. — Так начинается одна из легенд ненецкого народа. Когда они пришли на эту землю, здесь их встретили сихирти. Легенды говорят, что сихирти появляются только ночью, когда люди ложатся спать. А они в это время идут рыбачить там же, где ненцы днём ловили рыбу. Считалось, что сихирти были самыми удачливыми охотниками и у них уже тогда был  металл. Когда ставили оленеводы чумы, из-под земли слышался звон, это значило, что на этом месте нельзя ставить чум. Нужно было уходить, потому что в этом месте мог быть вход их в жилище.

Северные сказки можно разбить на три группы: бытовые, волшебные и сказки о животных.

Бытовые сказки отражают события, в них действуют реальные герои: муж, жена и их родители. В данных сказках герои женятся, а героини выходят замуж, строптивые жены управляются, ленивые хозяйка становятся добрыми, покладистыми и нежными. Они рассказывают нам о важнейших бытовых проблемах человека и позволяют понять, что важно, когда тебя окружают родные и близкие люди. Одну из таких сказок гостям рассказал Тэрку Елович Сэротэтто.

— «Осенняя шкурка» — это сказка про молодоженов. О добре, счастье, любви и доверии. Муж охотился и никогда не приходил в чум без добычи, а на рыбалке у него ловилась самая крупная рыба. У жены не было особых забот, все время тратила только на себя. Уходил муж со шкурами, чудеса творил, шкуру выделывал. Но не поверила ему жена, проследила за ним и за свое недоверие, чудесами по обработке шкур теперь стала заниматься она. Как поделили тогда обязанности в семье молодожены, так и до сих пор и идет.

Сказки о животных обычно не большие, но очень поучительные, они рассказывают о взаимопомощи человека и зверя. Из домашних животных чаще всего герой — это собака, а священные животные — это медведь и волк,  лось — символ достатка и благополучия. Такую старинную сказку поведала гостям Вера Такучевна Вануйто, гостья посиделок.

— Сказка о собаке, которая превратилась в человека. Она превратилась в девушку, чтобы помогать женщине. Во время рукоделия бабушка уронила наперсток и винила в этом собаку. Собака рассердилась на бабушку и решила ее наказать и превратилась в человека. Суть сказки в том, что собака  тоже живое существо, ее нельзя обижать».

Есть сказки волшебные у ненецкого народа, они содержат фантастические и невероятные события, небывалые приключения. Чудесный мир волшебной сказки учит смелости, справедливости и многим другим хорошим человеческим качествам. На примерах сказочных героев показывается, что может произойти, если они будут поступать не, по совести. Тэрку Елович рассказал сказку о мышке и воробье:

— Воробей хотел жениться на мышке. Осенняя пора наступила, и пришло время воробьям улетать на юг. Но воробей остался зимовать ради мышки. Ему сородичи говорили, мол, замерзнешь, если останешься. Мышка в норку нырнула, воробушек за ней — ну и застрял у входа в нору. Зима пришла, он там и замерз. Весна настала, воробьи прилетели. Искали своего друга, а нашли от него только грудную косточку. Сказка показывает: впредь, кому что положено, так он и должен поступать. Земное с земным водится, небесным свое.

За один вечер гости мероприятия, окунувшись в необычный мир, узнали много нового и интересного об истории, традициях и обрядах коренного населения. Участники встречи сделали вывод, что северные люди с большим уважением относились к тем вещам, которые им были необходимы в повседневной жизни, к огню, простому камню, реке, озерам. Любили животных и считали их своими братьями. Каждая сказка учит правильно сделать свой жизненный вывод.

Валентина Ноженникова,

корреспондент газеты «Время Ямала»

Ярсалинцы погрузились в мир творчества Ямальского ЦВР

В Ямальском районном музее состоялось открытие выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства, ставшей результатом кропотливых трудов воспитанников Ямальского ЦВР.

Непростые, но яркие победы мыскаменцев

В программу мероприятия вошли спортивные соревнования по национальным видам спорта и демонстрация национального северного народного творчества.

Прокуратура Ямальского района защитила в суде трудовые права работника, получившего производственную травму

Прокуратура Ямальского района провела проверку и выяснила, что в начале 2023 года работница ООО «Партнеры Ноябрьск», которое ведёт деятельность на нефтегазовом месторождении в Ямальском...

Жизнь своих

В Ярсалинской библиотеке появилась уникальная книга «Жизнь за други своя» – первый в своём роде сборник воспоминаний и заметок участников Специальной военной операции, сражающихся за...

Для решения проблемы особый подход

Члены Общественной палаты Ямальского района «круглый стол» на тему: «Проблемы нравственного становления современных подростков» Члены Общественной палаты совместно с представителями исполнительных органов власти, правоохранительных и...