Вслед за аргишем

Ежегодно кочевые группы помогают тундровым детям подготовиться к школе

Кочевая школа — особый тип общеобразовательной школы, приспособленный к местным условиям Крайнего Севера и получивший распространение в 20-30 годы прошлого века. Основная цель — сделать школу доступной для детей кочевников. Деятельность кочевых школ представляет собой определенный этап в развитии системы народного образования в условиях Крайнего Севера. В годы становления школы открывались для детей, а вечером — для взрослого населения в целях ликвидации безграмотности.

В настоящее время отличительной особенностью дошкольного образования Ямальского района является функционирование на его территории круглогодичных и сезонных кочевых групп. В целях организации предшкольной подготовки детей дошкольного возраста в местах кочевий с 2017 года проводится акция «Готовимся к школе». Сегодня несмотря на сложившуюся сложную эпидемиологическую обстановку в России и в районе в том числе образовательные организации района продолжают направлять волонтёров в тундру для обучения младших родственников.

Юные учителя, как правило, едут в свои стойбища на время летних каникул, где проводят образовательный процесс, направленный на изучение азов грамоты среди младших братьев, сестёр и соседей по стоянке. Вооружившись нехитрым учебным скарбом (учебными пособиями и канцелярскими принадлежностями), ученики школы-интерната организуют учебную программу прямо в чуме. Стоит отметить, что ребята весьма ответственно относятся к своей просветительской миссии, сей факт подтверждают производственные дневники практики, где прописан ежедневный план занятий. По приезду тундровые волонтёры отчитываются о проделанной работе, и успехах своих подопечных. Без сомнений, подобная важная деятельность младших школьников вносит весомый вклад в образование детей из числа коренного населения. При поступлении в первый класс тундровые дети демонстрируют неплохие начальные знания владения русским языком.

Организованы обучающие программы по подготовке тундровиков и в  дошкольных образовательных организациях муниципалитета. Так, в 2019 году на базе детского сада «Солнышко» работали пять таких групп, ведущих воспитательную работу деятельность на протяжении года. Тундровые воспитатели каслают вместе с оленеводами по территории всего полуострова: обучают ребятишек грамоте, письму и счёту. Кроме того, сотрудники дошкольного образования  оказывают услуги по уходу и присмотру за самими маленькими жителями тундры.

— Необходимость создания кочевых группы была вызвана несколько лет назад, в связи с закрытие «нулевых классов», — рассказывает главный специалист по дошкольному образованию департамента образования Ямальского района Алёна Раенбакова. — Образовательный процесс тундровых детей решено было продолжить при помощи сотрудников ярсалинского детского сада «Солнышко». Сегодня воспитатели кочевых групп осуществляют круглогодичный образовательный процесс среди детей оленеводов.

На сегодня, по предварительным данным, в акции задействовано 45 волонтёров и 10 воспитателей. Силами участников акции, предполагается охватить около сотни дошкольников из числа коренного населения. Все волонтёры и воспитатели обеспечены полным учебным комплектом, дидактическими и раздаточными материалами.

Несколько лет на базе МБДОУ «Мыскаменский детский сад» действует «Сезонная кочевая группа кратковременного пребывания». В этом году руководителем просветительского направления стала Лина Хасовонявна Окотэтто. В рамках подготовки тундровых детей к школе педагог использует весь полученный методический и художественный материал. Сотрудник детского сада проводит занятия по пяти направлениям: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Отдельным пунктом в учебной программе стоит работа по привитию культурно-гигиенических навыков.

Как правило, в работе  педагог ориентируется на запросы и уровень развития подопечных. В ходе занятий используются различные виды игр, в том числе и национальные. Игры наиболее понятны и доступны детям дошкольного возраста, а потому являются наиболее приоритетной формой организации учебного процесса, позволяющей каждому ребенку наиболее полно проявить любознательность, активность, интерес к учёбе.

Также, в рамках уроков, происходит приобщение детей к традиционному укладу жизни: промыслам, национально-прикладному творчеству коренных малочисленных народов Крайнего Севера. Весь образовательный процесс строится на основе билингвальной системы (на родном языке) с постепенным приобщением тундровых ребят к изучению русского языка.

Немало сил и терпения стоит участие в просветительской акции. Нелегкая это работа каслать за аргишом по многочисленным пастбищам, но работа благородная и важная, которая, несомненно, приносит поистине важный результат, и служит на благо отечественного образования.

Оксана Степанова