Язык – душа народа.

Салемальский педагог заняла первое место в конкурсе учебных разработок среди образовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа.

Учитель родного языка Светлана Такучевна Пуйко отдала больше тридцати пяти лет служению непростому ремеслу под названием педагогика. По словам преподавателя, в детстве годы она мечтала стать врачом, но судьба выбрала для северянки другой, не менее интересный путь – образовательную сферу. Сегодня о своём случайном выборе профессии салемалка не жалеет, наоборот, спустя долгие годы педагогического труда пришла к выводу что быть учителем – это дело всей её жизни.

Изначально определиться с будущей профессией помогло происхождение из семьи рыбаков. В то время пока родители трудились на рыболовецком промысле, девочке часто приходилось оставаться за «старшую»: вести хозяйство, заботиться о младших братьях и сестрах. Серьезная ответственность за маленьких подопечных, любовь к воспитанию и детям стали фундаментом для будущего самоопределения.

Позже, когда пришло время выбрать рабочую специальность, Светлана Такучевна поступила в педагогическое училище в городе Салехарде, а после его окончания попала по распределению в родной рыбацкий поселок, где и по сей день трудится на благо просвещения подрастающего поколения ямальцев.

— Диплом у меня — учитель начальных классов, но вышло так, что пришлось стать преподавателем ненецкого языка, — рассказывает педагог. – Работая учителем национального языка, ставлю перед собой цель: привить ученикам уважение и любовь к своему языку. Ведь знание языка является необходимостью в наши дни, прочным фундаментом для будущего любой национальности.

Язык – душа народа, и это не просто крылатое выражение. С помощью языка любая нация из поколения в поколение передает свою аутентичную культуру, традиции, главные жизненные ценности. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровни. В условиях Крайнего Севере сегодня необходимо знать два государственных языка: ненецкий и русский. Учителю родного языка, в свою очередь, принадлежит почетная миссия сохранения и передачи исторического прошлого посредством изучения родной речи.

— Преподавание родного языка — задача непростая, потому как в наше время коренное население постепенно стало забывать свой язык, — продолжает учитель. — Многие дети из числа коренного населения не говорят на родном языке, потому как в семьях чаще общаются на русском. Сохранить язык — важная задача для меня как для преподавателя, поэтому приходится использовать новые формы учебного процесса. И все для того, чтобы заинтересовать ребят, вовлечь в обучающий процесс. Мои учебные программы рассчитаны для ребят владеющих национальным языком и для тех, кто пока не говорит на нем. Радует, что сегодня в дошкольных учреждениях будущих школьников знакомят с ненецким языком, закладывая основы будущего учебного процесса.

Новые формы преподавания: интерактивные игры и ребусы, театральные сценки – так выглядит современный урок родного языка в Салемальской школе-интернате. В ходе учебного процесса дети не просто знакомятся с ненецким языком, а погружаются в образовательную среду, что называется с головой. Использование современных методик преподавания, технических новинок и других интерактивных способов обучения решает главную задачу – ребята с интересом постигают непростой учебный процесс. Учитель подчеркивает, что школьникам интересны игровые формы, где они не просто развлекаются, а глубже вникают в учебный материал.

— Многие ученики спрашивают: зачем нам ненецкий? – вспоминает Светлана Такучевна. – Объясняю: родной язык – это наше всё. Сохранение родного языка важная и серьезная задача. Ведь если не будет языка – не будет будущего нашей нации. Радует, что в последнее время сознание людей повышается в этом вопросе, а государство уделяет более пристальное внимание языковой проблеме. Моя главная задача, заключается в том, чтобы наши дети были грамотными, знали свою культуру, традиции, обычаи. Не забывали своих корней, устоев предков.

Для большей мотивации к непростому учебному процессу юных носителей родной речи салемальский педагог зачастую привлекает к различным творческим конкурсам. В рамках подобных мероприятий, салемальцы участвуют в написании сочинений на родном языке, эссе, очерках, языковых олимпиадах. Со своими работами школьники защищаются на районных конкурсах и внутришкольных испытаниях.

За многолетний трудовой стаж через заботливые руки учителя родного языка прошли сотни воспитанников, со многими из которых учитель сумела сохранить теплые отношения. Светлана Такучевна по праву гордится тем, что смогла привить им любовь к родному языку, а также уважение к преподавательской стезе. Подтверждает этот факт желание выпускников заниматься педагогикой. Придя в образовательную сферу, салемальские выпускники теперь искренне благодарны своему педагогу за то, что помогла определиться им с будущей профессией.

— Горжусь, что некоторые из ребят пришли в педагогику, — произносит преподаватель. – Мы часто встречаемся, общаемся. Часто слышу благодарность от своих детей. Они говорят мне искреннее спасибо, и я понимаю, что все не зря, что годы работы в школе не прошли даром. Я всегда искренне любила и верила в свою работу. Стремилась найти общий язык с каждым ребенком, стать ему добрым наставником. И спустя многие годы поняла, что все мои старания не прошли даром, а любимая работа до сих пор приносит искреннее удовольствие.

За годы многолетнего труда педагог удостоилась не только благодарностей своих воспитанников, но и высоких служебных наград. За весомый вклад в отечественное образование салемальскому учителю вручили знак Почетного работника в своем деле. Кроме того, Светлана Такучевна стала заслуженным лауреатом конкурса «Учитель года». Также в копилке сотрудника образовательной сферы немалое количество поощрений и благодарностей от коллег и руководства.

— Награды для меня не главное, важнее благодарность от учеников и результат от рабочего процесса, в целом, — подчеркивает Светлана Пуйко.

— Сегодня я могу с уверенностью сказать, что педагог – это действительно моё. Не могу представить себя где-то кроме школы. Я искренне рада, что жизнь тогда повернулась по-другому и вместо врача я стала учителем.

Оксана Степанова