Готовы к встрече «особенных» детей.

В Ямальском районе продолжается реализация проекта «Доступная среда»: в Панаевском детском саду «Красная шапочка» остались последние штрихи.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. Согласно образовательной политики Российской Федерации, «Особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей — инвалидов…».

Согласно образовательной политики Российской Федерации, «Особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей — инвалидов…».

Необычные дети в детском саду… Восприятие мира по — новому. По тропинке, которая тоньше паутинной нити, ведут и поддерживают руки взрослого, являясь опорой в этой жизни, той самой опорой, надежнее которой просто нет. Многие из нас слышали термин «безбарьерная» (или доступная) среда. Но мало кто вдумывался в эти слова. В широком смысле — это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Для этих людей такая «среда» — это надежда на лучшую жизнь, жизнь, мало чем отличающуюся от обычной, привычной многим. Понимая проблемы инвалидности, «безбарьерная» среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.

Поэтому функциональная задача образовательной организации — найти способы решения, обеспечить ту самую «безбарьерную среду». В нашей стране помощь в реализации людей с ограниченными возможностями здоровья всегда являлась актуальной проблемой для общества, но сейчас эта тема стала приоритетным направлением государственной социальной политики. Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящий момент является одной из важнейших. В дошкольном образовательном учреждении воспитание и обучение ребенка-инвалида ведется по индивидуальным планам, утвержденным педагогическим советом учреждения, в основе которых лежит общеобразовательная программа ДОУ.

Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс. Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения. Именно такие условия и создали в Панаевском детском саду «Красная шапочка». По словам работников учреждения, на данный момент «особенных» детей в саду нет, но если такой ребенок начнет посещать детский сад, то он почувствует себя как дома: будет окружен вниманием и заботой, а главное – будет в безопасности.

— Доступная среда для особого ребенка предусматривает создание для них специального пространства, — рассказывает Наталья Плотникова, педагог Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Панаевский детский сад «Красная шапочка». — Поэтому нашим учреждением создаются специальные условия: тактильная вывеска, мнемосхема тактильная «Композит», тактильная плитка линии «Полиуретан», тактильная пиктограмм, табличка с шрифтом Брайля, делаем предупреждающие наклейки на поручни, размещена тактильная плитка «Полиуретан», есть специальный поручень для перил, также имеется крючок для костылей металлический, беспроводная система вызова персонала с планшетом «Вижин-Оптима», ретранслятор «Репит», звуковой маяк «SmartSound», световой маяк для помещений – стараемся сделать все так, чтобы дети с особенностями развития были в максимально комфортных для них условиях. Кроме того, даже в ванной комнате есть новшества: установили унитаз с откидным поручнем и поворотное зеркало, — подытожила педагог.

В детском саду проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом. Учитывая все категории детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые могут быть зачислены в контингент воспитанников, в настоящее время помещения учреждения укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями, играми.

Дать возможности для творческого роста, самовыражения, способствовать успешной социализации – необходимые задачи функционирования в группах с детьми с ОВЗ и в саду это понимают, поэтому готовы встретить «особенных» мальчишек и девчонок, чтобы помочь им достичь прогресса в своем психофизическом и социальном развитии. Совместное воспитание и обучение даст основу для их социальной адаптации. Благодаря общению, занятиям, играм с другими детьми они учатся оценивать свои возможности, а это важно для того, чтобы в дальнейшем они могли лучше обращаться со своей инвалидностью и достигать большей автономии.

Ксения Яковкина

Комментарий специалиста.

Виталий Щеваров начальник отдела обеспечения функционирования образовательных организаций Департамента образования Ямальского района: «В начале 2019 года было внесено изменение в программе «Доступная среда» по Дорожной карте. И на 2019 год первым объектом встал Панаевский детский сад. Это недавно построенное здание, его нужно было адаптировать под программу. В конце 2018 года, в начало 2019 года мы провели независимый аудит централизованно с департаментом образования Ямальского района по состоянию объектов доступности. В результате мы получили определенный перечень того, что нужно приобрести, чтобы все максимально было доступно по всем категориям лиц с ограниченными возможностями. В марте социальная защита населения провела семинар по обеспечению доступности и соответственно в комплексе переработали полученный перечень необходимого оборудования и подали заявку на финансирование в районную Думу. В итоге в августе нам выделили 872 тыс. рублей на приобретение всех необходимых материалов для работ по адаптации «Красной шапочки».

Все оборудование закуплено. Что касается установки, то работы проведены только внутри здания. Единственное что осталось, поскольку оборудование пришло в октябре, установить наружные элементы, такие как тактильная плитка с направляющими вдоль пути движения по улице к входу в здание. Такие моменты мы, конечно же, будем делать в рамках текущих ремонтов на следующий год. Но тревожится не стоит, для детей с ОВЗ и инвалидов построен пандус и приобретен лестница ход

В «Дорожной карте» объектов сферы образования на 2020 год нет. Мы в штатном режиме будем до адаптировать Панаевский детский сад «Красная шапочка». Будет приобретены материалы для адаптации «Доступной среды первого корпуса Ярсалинского детского садика «Солнышко». Есть работы по Салемаль-ской школе и Сюнай-Салинкая школа-детский сад нуждается в доработке Доступной среды».