Годы меняем на судьбу.

Профессия водителя является самой массовой. представителей только на первый взгляд такого легкого труда можно встретить в любой отрасли.

Но если для одних автомобиль больше связан с досугом и отдыхом, и в большинстве своем так и остается лишь удобным средством передвижения и не более, то для других становится профессией – не всегда простой и легкой, но без сомнения, интересной и любимой. Вот уже много лет не расстается с машиной Александр Борисович Шибаев (на снимке).

— Я с детства водил машину, — рассказывает Александр Шибаев, водитель автобуса Ямальской школы-интерната, — так как у меня отец был водителем. Я много времени проводил с ним. Помогал ему всегда и с ремонтом. Вот теперь и сам водитель со стажем, связал всю свою жизнь с автомобилем и не жалею об этом.

Александр Борисович родом из Ивановской области, родился и воспитывался в многодетной семье.

— В 1956 году появился я на свет, — продолжает Александр Борисович. — Учился, крестился как многие. Сначала нас родители сажали на велосипед, затем на мопед, потом на мотоцикл, далее за руль машины. Впервые я начал управлять «Запорожцем» в 14 лет. Закончил школу ДОСААФ и получил права водителя 23 января 1974 года. Запомнил точное число потому, что права получил в свой день рождения в 18 лет.

Юный и уже профессиональный водитель с категориями «А», «В», «С» и «Д» уже тогда знал, что всю свою жизнь проведет за рулем автомобиля.

— Свою трудовую деятельность начел в мехлесхозе водителем на «Газ 51», — продолжает  Александр. — Такой был автомобильчик советских времен. Затем водил лесовоз и пошел в армию.

Служил в Хмельницком на Украине в автобатальоне охранной обороны ракетных стартовых позиций, возил личный состав. По словам опытного мастера, в то время ему довелось возить и офицерский состав на автобусе. В 1976 году он пришел из армии и устроился в пассажирское автотранспортное предприятие водителем автобуса.

— Первый мой автомобиль — это легендарный «Иван Виллис» 1943 года, — с улыбкой на лице вспоминает Александр. — Это армейский джип, без крыши и дверей. Второй мой автомобиль — «Мерседес-Бенз» 1939 года, как у Штирлица из художественного фильма «Семнадцать мгновений весны». А потом были  «Москвич», «Жигули», «Волга» и другие. В то время старенькие машины почти ничего не стоили — копейки. Считалось, что это рухлядь, это сейчас они стоят огромных денег.

Закончил заочно Ивановский автотранспортный техникум. Не обошлось и без вступления в коммунистическую партию, которая направила Александра на  заочное обучение в высшую партийную школу при ЦК КПСС.

— Волей случая от ЦК КПСС пошел работать в советскую милицию, — вздыхает, улыбаясь, водитель. — Трудился в городе Вичуга Ивановской области. Сложилось так, что работал в ГАИ, был командиром мотовзвода и госавтоинструктором по техническому надзору. Поработал начальником городского отделения ГАИ, начальником поселкового отделения милиции, а  в итоге я попал в Ямальский район.

В Яр-Сале Александр Шибаев приехал почти двадцать лет назад, в декабре этого года у него будет юбилей, улыбаясь, делится наш герой.

— В 2000 году переехал в Ямальский район заместителем начальника Ямальского РУВД по тыловому обеспечению. Отработал в органах почти 12 лет, всегда при мне был автомобиль. В 2004 году, будучи майором, пошел в отставку и приступил к выполнению обязанностей инженера по охране труда в ЖКХ.

Как человек, для которого машина не просто средство передвижение, а призвание, человек, жизнь которого связана с романтикой дорог, не смог усидеть в кабинете. В 2004 году Александр Борисович получает документ на право предпринимательской деятельности «Такси»  и начинает развивать  новый вид обслуживания населения.

— Была одна машина, как сейчас помню, зеленая «шестерка», — с гордостью рассказывает Александр. —  Ездил я сам на ней по выходным, в будни ездил мой сын Алексей. Все над нами смеялись, показывали на нас пальцем. А сейчас таксистов не счесть. Таксовали долго, возили  пассажиров в Салехард на  вахтовом автобусе «Урал». Затем  приобрели современный вахтовый автобус «Газ-3308», были также «Трекол», «Соболь», «Газель». На сегодняшний день постоянным извозом уже не занимаемся, сын уехал работать в Салехард, а я вот уже четвертый год вожу детей на школьном автобусе.

Школьный автобус перевозит огромное количество пассажиров. День изо дня водитель ездит по заданному маршруту и подчиняется точному графику. Водитель должен помнить, что необходимо постоянно быть внимательным, ведь для него недопустимо подвергать опасности пассажиров и других водителей. Есть ли плюсы в работе водителя? На этот вопрос у Александра готов ответ: «Всегда с народом, всегда с техникой». А из минусов считает одно:

— Опасно, рискованно и очень большая ответственность на тебе, тем более ты ездишь с детьми. К сожалению, наши дети не знают правил поведения в общественном транспорте. Они и бегают, и прыгают, ругаются, даже выйти и зайти спокойно не могут. Могут и двери на ходу открывать. А автомобиль – это, в первую очередь, источник повышенной опасности!

Строгий, но справедливый водитель за свою трудовую деятельность работал и на автобусах междугороднего маршрута. Самая запоминающаяся дальняя дорога была по «Золотому кольцу» России. Почти каждый год ездит на своем авто в Белоруссию, навещает родственников, которые живут в городе Брест. На своем автомобиле бороздил просторы Германии, когда в 1990-х годах был открыт въезд. Был на Байкале, на Дальнем Востоке. И как говорит сам герой, очень хочется ему съездить в Карелию и объехать широты Алтая.

Самым большим своим достижением в жизни, Александр Борисович считает создание семьи и воспитание троих прекрасных детей, которые радуют его внуками.

— У меня все дети с малолетства ездили на автомобиле, — вспоминает счастливый отец. — Один из законов, чему меня еще мой отец учил, он всегда говорил: «От настоящего мужика должно пахнуть костром, порохом и бензином». Так и я своих детей учил! Всегда мы были где-то в палатках, на охоте, рыбалке, в походе, путешествии, все умеют стрелять и уж особенно машину водить.

Есть у нашего героя и хобби. Раньше в свободное время он писал стихи. И с удовольствием зачитал четыре строчки из самого любимого:

Учительница, мать моя вторая,

Тебя до седины не позабыть.

Всем близкое, родное слово «мама»

Ты первая учила выводить.

Имея колоссальный водительский стаж в 46 лет, Александр Борисович считает, что себя реализовал.

— Мне никогда не было скучно: работал там, где хотел, повидал много —  вволю поездил по Советскому Союзу, — улыбается он. —  А сейчас хотелось бы дожить до девяноста лет — интересно посмотреть, что будет дальше. Просидеть дома не смогу, с детства что-то всегда делал. Жизнь — это движение, нужно двигаться.

А будущим водителям хочу пожелать. Работа шофера — это призвание, которое мы — мужчины получили от самого рождения, а машина – наша лучшая подруга. Пусть будут открытыми все пути перед Вами, дороги пусть будут ровными, и пусть пешеходы, водители, встречные и попутные, знают и выполняют правила дорожного движения. А еще — терпения, выдержки и здоровья!

Валентина Ноженникова