От «мурлавки» до интернет-обслуживания

Заполярная торговля – вещь специфичная: сложная логистика, сезонная распутица, небольшой процент потребителя

Еще десятилетие назад рыночная инфраструктура Ямальского района представляла собой именно такую, далеко не радужную картину. Недостаток торговых точек, скудный ассортимент, а порой и вовсе, отсутствие товаров первой необходимости. Сегодня картина поменялась в корне. Теперь ямальцы от дефицита необходимой продукции не страдают. На полках многочисленных магазинов можно встретить все, что душе угодно: от «заморской» икры до деликатесов местного производства.

Если говорить о статистике, то в последние годы наметилась тенденция положительного роста. С каждым годом увеличивается количество предпринимателей, растет цифра предприятий розничной торговли, а вместе с тем и число рабочих мест. В настоящее время в структуре розничной торговли Ямальского района насчитывается 109 магазинов и 28 киосков. Только в первом полугодии текущего года на территории муниципалитета было открыто три торговых объекта: «Табакерка» в селе Яр-Сале, Панаевский магазин «На Обской» и «Фактория плюс» в селе Сеяха.

Кроме недавно открывшихся торговых объектов продолжают свою деятельность так называемые «старожилы». Обеспечивают бесперебойную торговлю «Белая медведица», торговый центр «Вавилон», «Зимовье» открытого акционерного общества «Шуга». Кроме райцентра успешно снабжают своих покупателей различными товарами мыскаменский «Норд» и салемальская «Обь».

Вместе с тем, успешно продолжают работать и развивать торговую отрасль района коммерческие деятели: Гаврилец Николай Иванович, Мякушко Сергей Анатольевич, Шпилевой Сергей Николаевич, Алешина Людмила Петросовна, Сеяхинское потребительское общество, Балясников Вик-тор Анатольевич, Пуханов Владимир Васильевич. Среди молодых предпринимателей успешно зарекомендовали себя на потребительском рынке Евгения СомдювнаВануйто, Алексей Степанович Тарабукин, Альберт Васильевич Сэротэтто, Амирханов Олег Мурадалиевич, Сэротэтто Альберт Васильевич, Щетько Денис Евгеньевич.

Все эти люди не только обеспечивают стабильную поставку продуктов и хозяйственных товаров, но и предоставляют рабочие места местному населению. В настоящее время в торговой сфере занято около трехсот жителей Ямальского района. К примеру, в 2012 году эта цифра составляла немногим больше двухсот человек. Таким образом, за семь последних лет количественный показатель увеличился на 20%.

Не может не радовать факт модернизации форм торгового обслуживания. В последние годы появились современные форматы магазинов. Повсеместно внедряются новейшие методы продажи товаров – самообслуживание, которое позволяет перед покупкой внимательно изучить понравившийся товар. Современная фасовка по примеру больших гипермаркетов, компьютерные кассы, с помощью которых удалось устранить очереди и многое другое. Отдельно можно отметить самих продавцов, вежливость и ненавязчивость которых, делает процесс посещения магазина еще более приятным.

В течение последних лет изменилось количество, а главное — качество завозимых продуктов питания и других сопутствующих товаров. Все это позволяет совершать комплексную покупку в любом близлежащем магазине. Кроме того, одним важным этапом явилось создание на территории нашего района социально-ориентированной торговой системы. Здесь ярким примером служит доступность магазинов для маломобильной категории граждан. Сегодня многие торговые точки Ямальского района адаптированы для приема людей с ограниченными физическими возможностями. Для большего удобства для граждан данной категории доступна система доставки продуктов первой необходимости на дом. Подобная схема работы отлажена и успешно реализует себя в ряде магазинов райцентра.

В целом торговая сфера Ямальского района за последнее десятилетие претерпела ряд важных изменений. Изменилось многое. От качества товаров до качества обслуживания. Изменился и сам покупатель. В связи с чем на первый план сегодня выходит так называемая клиентоориентированность. Ведь именно спрос потребителя, позволяет расти и развиваться ямальским предпринимателям.

— За десять лет рост количества малого предпринимательства в торговле увеличился на 60% процентов. За десять лет выросло число нестационарных торговых объектов в три раза. В целом ямальская торговля стабильно развивается. Еще десять лет назад была совсем другая ситуация. Пустые полки, отсутствие необходимых товаров. Сегодня да-же в период распутицы предприниматели стараются снабжать население сезонными фруктами и овощами. Грузы доставляются вертолетами, на воздушных подушках.

Магазин «Ямальские олени» перекрывает потребность в молочной продукции. С учетом спроса покупателя меняется ассортимент товара. Предприниматели стараются соответствовать запросам жителей, в тех или иных товарах. Изменились системы обслуживания. Необходимые виды товаров можно заказать не выходя из дома, по телефону. Из планов на будущее, планируем развивать в районе дистанционную торговлю, через интернет. Пока отрабатываем это направление, — отмечает начальник управления торговли и муниципального заказа Администрации МО Ямальский район Яков Скворцов.

Оксана Степанова