Провода отгудели «на бис!»

В поддержку темы Года театра мы продолжаем рассказывать о новых театральных объединениях и их постановках в Ямальском районе. Сегодня остановимся в Яр-Сале.

В начале мая в зале Ямальской школы-интерната с большим успехом прошел театрализованный концерт «И провода гудят как поезда…» Режиссером постановки, посвященной периоду Великой Отечественной войны, выступил Сергей Сапронов.

Сергей Геннадьевич приехал в наш поселок совсем недавно из села Знаменское Омской области и за короткое время уже успел показать свой профессионализм. Он смог сплотить в единый творческий коллектив участников театрального объединения, при этом все его актеры – это жители поселка, работающие в различных сферах деятельности.

Театрализованный концерт был поставлен по произведению Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» Актеры показали зрителю судьбу пяти самоотверженных девушек-зенитчиц и их командира в те самые пороховые сороковые. В сражении принимали участие сотни тысяч женщин, но до Васильева никто не делал их героинями литературы. — Это была своего рода инсценировка, — рассказывает о своем проекте режиссер ЦНК Сергей Сапронов. — Такого сценария вы не найдете нигде. Борис Васильев рассказал эту история очень классно, но сделать это на сцене — совсем другое. Сценарий спектакля я написал сам и построил его на трагических моментах, с которыми девушки и все наши актеры справились отлично. Я видел их горящие глаза. Это живые глаза молодых людей, которые готовы были показать свои таланты на благо такого высокого подвига, который совершили девушки в годы Великой Отечественной войны. А чтобы в эту историю ввести зрителя, мы пригласили наш хор «Казачьи напевы», который, по моему мнению, вписался в сюжет.

Выбрав именно это произведение, режиссер увлекся историей о незапланированном подвиге девушек, которые пошли просто на разведку и случайно погибли. За что затем каялся старшина, командир Васков.

— Меня захватил тот трагизм, — продолжает Сергей Геннадьевич. – Погибают девчонки, которые даже ни разу не поцеловались. Просто жили и раз — в один момент их не стало. Они погибли незаметно, а в это время шли сильные сражения на фронте. А у них получился не громкий бой, но они отстояли свой «мосточек».

О таких моментах надо говорить, вся наша история складывается именно из таких кусочков.

— Мы смотрели спектакль и плакали, — делятся эмоциями зрительницы Анна и Галина. – Как ребята играли, какие эмоции, просто слов нет. Очень интересно режиссер подал зрителю гибель девочек. Это целая церемония, когда с девочек снимают военную форму, и они в белых одеяниях уходят в иной мир.

Зритель за короткий срок эпизода был погружен в любовь, видел силу духа слабого пола, волю к Победе и смерть. Чтобы передать такие чувства, актеры должны были прочувствовать каждый своего героя.

Сыграть любую роль в этом спектакле большого труда стоит, — рассказывает о участии в проекте Анастасия Курнина, исполнявшая роль Жени Камельковой. — Достать из себя эмоции, которые вроде бы ты можешь показать, очень тяжело. Нам в этом помогал режиссер, это очень здорово. Каждый герой индивидуален. Моя «женя» по своей натуре была всегда на острие. Она ничего не боялась, гоняла на мотоцикле, скакала на лошади, крутила романы, была рискованным человеком. А здесь ей было страшно, страх перед смертью. И ей было страшно, но в то же время — страшно интересно.

Какого было актерам умирать на сцене. Хоть и не по-настоящему, для актеров, вникнувших в роль, проживающих той самой трагической жизнью, сделать это было подвигом. Эмоционально передать тот страх, тот ужас смерти дорогого стоило. Даже после концерта актеры выходили из-за кулис со слезами на глазах.

— На сегодня современная драматургия упрощена, налицо стремление к минимализму, – делится опытом режиссер постановки. — Поэтому и на нашей сцене реквизита было минимально. А эта черная Голгофа, на которую поднимались девочки, символизировал свой крест, который тогда несли герои. Уходя, они бросались в бездну. И тот последний взгляд, когда актеры смотрели на зрителя, своего рода вопрос: зачем нужна война? Когда надо жить, учиться в школе, детей рожать…

По словам режиссера, выбор актеров не был трудным, даже острого взгляда режиссера не понадобилось, девчонки появлялись сами: — Стою, смотрю, идет «Женя Комелькова», потом навстречу шла та самая «Бричкина», улыбается так же как надо. Их нужно было только разглядеть, они ходили рядом.

Самая молодая актриса – это школьница Анастасия Васильева, которая играла роль Гали Четвертак. Очень одаренная девочка, а самое главное, по словам Сергея Геннадьевича, она верит в то, что она делает. А это очень важно для актера. Ей пришлось выходить на сцену первой, будучи совсем ребенком играть в смерть.

Это мой первый опыт, — рассказывает Настя. – Это, в первую очередь, много переживаний. Но когда выходишь на сцену, переносишь совсем другие чувства. Я хотела донести до людей то, что День Победы — Великая дата. На войне не просто «лясы точили», это — много боли, слёз. Такое не должно повториться. Я старалась выложиться по полной. И когда в конце услышала аплодисменты зрительного зала, для меня это было самая высшая оценка.

Если мне предложат принять участие в таком же серьезном проекте, я обязательно соглашусь. Работая с такими серьезными людьми, набираешься большого опыта.

Большой след в сердцах зрителей оставила роль Риты Осяниной. Её сыграла, не побоюсь этого слова, мастер своего дела Оксана Ласунова. С ее выходом на сцену всему спектаклю задается особый темп. Рита во время войны тоже понесла урон. Потеряла своего мужа, отца, и волею судьбы оставляет своего трехлетнего сына с больной бабушкой, зная, что она не проживет долго. Сама Рита погибает, когда во время перестрелки с немцами получает смертельную рану. Девушка осознает, что у нее нет шанса оправиться от ранения, а умирать придется долго и мучительно. Рита кончает жизнь, выстрелив себе в висок. После этого выстрела, весь зал замер.

Я считаю, что наша совместная работа удалась, все сложилась так, как было запланировано, — подводит итог большой премьеры Сергей Сапронов – хоть я и видел в глазах актеров страх, они со своими ролями справились прекрасно. Мне было легко с ними работать, они с интересом подходили и изучали своих героев. Очень благодарный зритель аплодировал стоя. Когда я проходил по залу, чтобы поздравить ребят с премьерой, меня останавливали зрители и благодарили.

Не нужно быть специалистом, чтобы видеть в глазах зрителя восхищение от просмотра постановки. Отсюда хочется сделать вывод, людям нужен театр.

— Наконец-то в Яр-Сале такой классный свой театр, — делится впечатлением зритель Ольга. — Теперь и приглашать никого не нужно, свои актеры профессионально работают на сцене. Мы весь спектакль сидели в напряжении, и даже плакали несколько раз. Молодцы и режиссер, наши мальчики и девочки. Горжусь, что у нас есть такие люди!

Валентина Ноженникова, корреспондент газеты «Время Ямала»

Непростые, но яркие победы мыскаменцев

В программу мероприятия вошли спортивные соревнования по национальным видам спорта и демонстрация национального северного народного творчества.

Прокуратура Ямальского района защитила в суде трудовые права работника, получившего производственную травму

Прокуратура Ямальского района провела проверку и выяснила, что в начале 2023 года работница ООО «Партнеры Ноябрьск», которое ведёт деятельность на нефтегазовом месторождении в Ямальском...

Жизнь своих

В Ярсалинской библиотеке появилась уникальная книга «Жизнь за други своя» – первый в своём роде сборник воспоминаний и заметок участников Специальной военной операции, сражающихся за...

Для решения проблемы особый подход

Члены Общественной палаты Ямальского района «круглый стол» на тему: «Проблемы нравственного становления современных подростков» Члены Общественной палаты совместно с представителями исполнительных органов власти, правоохранительных и...

Регистрация – это шаг для наведения порядка

Начнём с того, что очень часто мы с вами сталкиваемся с объявлениями, что потерялось то или иное домашнее животное. А бывает и хуже, кошечку или щенят сами же хозяева подбрасывают в подъезды или попросту оставляют на улице и в придачу к этому вызывают специалистов по отлову животных.