Волонтёр – новое определение, но не новое явление в социальной жизни нашей страны.
Синонимичным термином является слово «доброволец», по-другому – «тимуровец нашего времени». Современное развитие волонтёрское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых добровольцы принимают непосредственное участие. В основе волонтёрского движения лежат принципы сотрудничества, сотворчества, созидательности.
Волонтёры — люди, которые добровольно помогают окружающим, проявляют свою инициативу, участвуют в социально-значимых мероприятиях. Добровольческие организации — это свободные союзы людей, объединённых общими интересами. Деятельность волонтёров связана, как правило, с благотворительностью, состраданием, милосердием.
Основная идея программы развития волонтёрского движения Панаевской школы-интерната — воспитать новое поколение детей, способных оказать помощь в любую минуту, осознающих, насколько они могут быть полезными для общества, придерживающихся девиза: «Больше дела – меньше слов», строящих отношения друг с другом и окружающими людьми на доверии и понимании, оказывающих реальную помощь, основанную на уважении к человеку.
Участниками программы волонтёрского движения являются не только подростки, но и ребята младшего возраста, так как комплексная программа направлена на формирование активной гражданской позиции, способствует созданию мотивации на принятие активной социальной роли тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
В Панаевской школе-интернате успешно функционирует волонтёрский отряд «Импульс», который осуществляет работу по следующим направлениям:
• социальная деятельность (оказание шефской помощи воспитанникам дошкольного образовательного учреждения «Красная шапочка», обучающимся начальной школы, детям из малообеспеченных и неблагополучных семей, людям с ограниченными возможностями, ветеранам и пожилым людям);
• здоровьесбережение (проведение флешмобов, социальных акций, спортивных мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья человека, на формирование негативного отношения к вредным привычкам);
• досуговая деятельность (организация и проведение социально-значимых и праздничных мероприятий);
• экологическое воспитание (проведение субботников, озеленение территории посёлка, благоустройство памятника землякам-ямальцам).
Основные формы работы детского волонтёрского движения — проведение добровольческих акций, создание социальных проектов, проведение флешмобов, оказание адресной помощи нуждающимся категориям граждан, проведение праздничных мероприятий, организация субботников, проведение социально-значимых мероприятий.
Представители волонтёрского движения приняли участие во Всероссийском конкурсе «Зелёная Россия» в номинации «Лучший репортаж». Также ребята стали участниками Всероссийского конкурса «Права человека глазами молодёжи». Нарычи Мария стала победителем Всероссийского конкурса «Если бы я была президентом». Вануйто Ульяна получила благодарственное письмо за участие в окружной акции «Вместе против СПИДа». Филипенков Данил стал призёром муниципального этапа конкурса «За здоровый образ жизни». Лидеры волонтёрского отряда стали участниками окружного конкурса видеороликов «Эстафета дружбы».
В 2018-2019 учебном году в состав волонтёрского отряда входят 26 обучающихся от 8 до 17 лет.
Традиционно в начале учебного года куратором добровольческого движения проводится организационное заседание волонтёрского отряда «Импульс», на котором осуществляется разработка плана мероприятий на учебный год. С сентября по октябрь педагогом-организатором проводятся теоретические и практические занятия с членами волонтёрского отряда.
В сентябре 2018-2019 учебного года волонтёрами была организована квест-игра для школьников младшего и среднего возраста «Экологическая тропа». Ребята принимали активное участие в организации и проведении праздничного мероприятия, приуроченного к 1 сентября. Волонтёрами школы-интерната была оказана шефская помощь людям пожилого возраста в уборке придомовой территории. Для школьников младшего и среднего возраста, а также для жителей села Панаевск была проведена социальная акция «Мы живём в правовом государстве». Для школьников старшего возраста членами волонтёрского отряда было проведено интерактивное мероприятие «Выбор за нами!». Для жителей села Панаевск было организовано распространение информационных буклетов «Я – гражданин!». Волонтёры провели для обучающихся начальной школы спортивное мероприятие «Зарядка с чемпионом». Для школьников младшего и среднего возраста волонтёрами был организован конкурс рисунков «Лето – это маленькая жизнь». В течение августа и сентября была оказана адресная помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Для школьников младшего и среднего возраста волонтёрами был организован флешмоб «Мы за ЗОЖ!».
Ежегодно волонтёры принимают участие в акции «Зелёная Россия», благоустройстве пришкольной территории, памятника погибшим землякам ямальцам. Этот учебный год не стал исключением. 3 сентября был организован и проведён общепоселковый субботник, в котором приняли непосредственное участие волонтёры школы-интерната. Систематически ребята оказывают шефскую помощь ветеранам, вдовам, труженикам Великой Отечественной войны, а также детям войны. Зачем обучающиеся школы-интерната становятся волонтёрами? Есть много причин: интерес, желание проявить творческие возможности, найти новых друзей, поделиться своим опытом. Но самое главное благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы. Школьники эту идею приняли, поэтому число волонтёров увеличивается с каждым учебным годом.
Проанализировав результаты добровольческой деятельности, можно сделать вывод, что работа в волонтёрском отряде помогает ребятам изменить свой духовный мир: равнодушный взгляд превращается в горящий и заинтересованный. Подростки постепенно обретают самоуважение, становятся уверенными в себе и привлекательными для окружающих.
Волонтёрская деятельность способствует изменению мировоззрения школьников. Ребята посредством добровольческой деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества.
Ольга Романова, педагог-организатор Панаевской школы-интерната