О карьере лётчика он не думал, просто всё делал, как положено. И – летал! А налетал 12,5 тысяч часов, получив впоследствии звание заслуженного пилота Российской Федерации
Василий Степанович Лебединский – одна из ярких личностей в истории Ямала. Командир Мыс Каменского авиапредприятия внёс огромный вклад в развитие северной авиации, сопротивляясь северной непогоде прокладывал новые маршруты, участвовал в открытии и освоении месторождений нефти и газа на территории Западной Сибири. На различных типах воздушных судов доставлял грузы, продукты питания, агрегаты для геологоразведочных партий и на буровые в тундру.
А всё началось с детской мечты. В детстве ребятишки так и говорят: когда я вырасту до неба. То есть – когда я стану большим. Для Василия эти слова имели двойной смысл. Рядом с родным селом располагался учебный аэродром Куриловка, и пилотажная зона у авиаторов была как раз над Петропавловкой. Как и все другие деревенские пацаны, он мечтал дорасти до неба – стать лётчиком. Василий Лебединский был настойчивый. Стал упорно готовиться – занимался спортом, на учёбу налегал. И своего добился – едва ли не единственный из сверстников поступил в лётное училище. Учился с удовольствием. И после окончания выбрал для работы самый интересный регион – Тюменскую область. Предложили молодому лётчику Ишим или Тобольск на выбор. Но Лебединский в то время хотел на Север, туда, где романтика.
Авиация на Севере была тогда в основном водная. И чтобы получить допуск на гидросамолеты, пришлось как следует освоить лыжное и колёсное шасси. Первый маршрут: Салехард – Новый Порт. Октябрь, снег, мороз…Но Лебединский все же умудрялся узнавать местность по каким-то призрачным ориентирам. Удивительная способность ориентироваться в тундре потом много раз выручала пилота.
Авиатор не просто чертил небо крыльями самолёта – он принимал непосредственное участие в открытии, освоении месторождений нефти и газа. Доставлял грузы, продукты питания, агрегаты для геологоразведочных партий и на буровые в тундру. Особая сложность была в выполнении первых технических рейсов на новые аэродромы, на ещё не подготовленные для приёма техники взлётно-посадочные полосы. Но у Василия Степановича риск и расчёт всегда органично сочетались в работе.
В восьмидесятые возникла проблема. Вахтовики, что ехали на Тамбей, добирались до Салехарда на поезде, потом долетали до Мыса Каменного на АН-2 и сидели в маленьком аэропорту неделями – ждали погоды, чтобы долететь до Сабетты. АН-2 сильно зависим от метеоусловий. Работники Тамбейской нефтегазовой экспедиции начали увольняться. Для сохранения экспедиции необходима была взлётно-посадочная полоса, чтобы выполнять полёты на большегрузных самолётах, мало зависящих от погоды.
Наступил критический момент: если полёт не выполнится, экспедиция распадётся, но как ни крути полоса не была готова к приёму самолётов. Василий Степанович понимал что рискует, но по-другому поступить не мог. Он промерил три километра берега пешком и сказал: «Будем летать!» И посадил-таки АН-26! Народу собралось много, все кричали «Ура!», шапки летели в воздух, руководство наградило пилота шахматами. После этого в Сабетту стали летать большие самолёты.
Много за время работы было сложных посадок, но особенно Василий Степанович любил летать на гидросамолётах на Карское море, когда садился на воду, а кругом плавал лёд Северного ледовитого океана. Тут голова и руки работали на полную. Однажды, в августе приткнулись вдоль острова на Карском море. Вдруг сильно задуло. Откуда ни возьмись – глыбы льда. А самолёту, чтобы взлететь, надо метров семьсот-восемьсот сплошной глади. Василий Степанович схватился за багор – отгрёб от поплавков айсберги. Запустили двигатели, разбег – и только чуточку чиркнули поплавком. На десять метров воды было бы меньше – не взлетели бы. А если не взлетать – самолёт раздавит льдом. Чувство взлётно-посадочной дистанции, расстояния у Лебединского – дай бог каждому.
Через три года работы на Севере пилот стал командиром самолёта, ещё через два – командиром звена, затем командиром эскадрильи. Вскоре сам стал обучать лётному делу молодёжь. За это время «поставил на крыло» не один десяток пилотов. Получив назначение на командира Мыс Каменского авиапредприятия, Василий Степанович и радовался, и грустил. Грустить было от чего. Ему пришлось взять на себя производственные и социальные проблемы. А проблем было хоть отбавляй. Жили авиаторы, что называется, на полосе – от аэропорта до посёлка пять километров. Дорогу зимой задувало. Несколько часов добирались. Авиаотряд находился в сложном положении. Государственный план не выполнялся, безопасность полётов не обеспечивалась, работники жили в стеснённых условиях – в одной квартире по три семьи. Детский садик был рассчитан на 48 детей, а посещало его более ста ребятишек. Бесчисленные жалобы в высокие инстанции, в местные и центральные газеты на руководство. Приезжали комиссии из министерства, Тюменского управления, партийных органов. Но Василий Степанович решил: сдаваться не буду. Наметил ближайшие планы решения проблем.
Для начала Лебединский добыл комфортный «Урал»-вахтовку и комплект котельной, работающей на газе. Инициировал строительство бетонной дороги, линии электропередачи, газопровода. Сделали разводку питьевой воды, а затем и горячей воды. Построили собственный дом за счёт плановых источников, ещё четыре – за свой счёт. Запустили спорткомплекс.
За короткий период времени Василий Степанович сколотил мощный, дружный коллектив. И когда во второй половине 80-х годов начали избирать руководителей, у работников Мыс Каменского авиапредприятия сомнений не было – командиром почти единогласно выбрали Лебединского.
Во всех аттестациях отмечается, что Василий Степанович обладает высоким профессионализмом, компетентностью, ответственностью. Именно эти качества позволили ему в тяжёлые девяностые сохранить потенциал авиапредприятия и коллектив. Люди своевременно получали зарплату и даже премии.
Работники Мыс Каменского авиапредприятия, разъехавшиеся в разные уголки бывшего СССР, и сегодня с благодарностью вспоминают работу под руководством Лебединского. А он не забывает о родном Мысе Каменном.
Буквально на днях бывший заполярный пилот вновь посетил северный посёлок. Прогулялся по тем местам, где жил и работал, рассказал о своём непростом, но ярком трудовом пути на благо северной авиации в целом, и жителей отдалённого заполярного посёлка в частности.
– Те объёмы работы, которые были тогда, они уменьшились до мизера. Аэропорт превратился в транзитный аэропорт. Тот огромный труд, который был вложен практически сведён на нет. Посёлок Геологов совершенно изменился, у него другой вид, другое благоустройство. Это радует. За то время, когда я работал мы решили все вопросы социального характера – жильё, вода. Сейчас современное жильё. Люди довольны. За это отдельная благодарность администрации, – говорит в интервью ИА «ЯТВ» бывший пилот.
Сегодня Василию Степановичу 76. Он уже давно не летает, но часто ловит себя на мысли, что хочется не просто подняться в воздух, а сделать всё по высшему разряду. Взлететь, покрутить и сесть четко-четко там, где наметил, что называется, в точечку…
Оксана Степанова