«Я счастлива тем, что живу на Севере»

Понятие счастья у всех разное. Для кого-то это домик у моря, крупный бизнес или творческая реализация, а для кого-то — такие простые ценности как семья, любимое дело и возможность жить на земле своих предков

Для сеяхинки Нелли Мотышевой второе гораздо важнее первого, потому, наверное, женщина искренне благодарна Богу за все испытания, которые ей удалось перенести на жизненном пути и обрести себя, любовь и любимое ремесло.

Родилась наша героиня в Харасавэйской тундре в семье оленевода–кочевника. Семья Яптик была хоть и небогатой, но дружной. Отец семейства все заработал своим трудом. Детство тундрового мужчины выпало на трудные военные годы. По рассказу дочери, отец работал на Новопортовском заводе, на рыбодобыче. Будучи тринадцатилетним юношей, он нелегким трудом добывал «живое серебро» и весь улов отправлял на фронт. Там же, спустя годы, он встретил свою спутницу жизни – мать нашей героини. После женитьбы молодожены приняли обоюдное решение вернуться в тундру и продолжить жить по обычаям своего народа. Для того, чтобы прокормить семью и заработать на первых оленей, отец ловил рыбу и занимался выделкой железа.

Тяжелый труд вскоре принес плоды, и семейство обзавелось небольшим стадом. Со временем удалось нарастить поголовье, и северяне получили возможность каслать по тундровым пастбищам. Спустя годы, в семье родились дети. Четвертой по счету появилась на свет Нелля. Ввиду отсутствия рядом медицинской помощи отец принял роды сам, и с тех самых пор четвертая дочь стала его любимицей.

— Отец всегда и во всем меня поддерживал, — с улыбкой произносит рассказчица. — Часто говорил, что я талантлива и о том, что многое умею, что меня ждет хорошее и светлое будущее. Я верила. Эта вера и поддержка позже превратилась в самоуверенность и неумение пасовать перед трудностями.

Когда Нелле исполнилось семь лет, ее отправили в интернат. Училась девочка неплохо и мечтала стать медиком. Но судьба распорядилась по-иному. После окончания «восьмилетки» школьница собрала документы для поступления в медицинское училище, но тут пришло известие, что старшего брата забрали в армию, пришлось выпускнице вернуться домой — помогать родителям по хозяйству. За это время Нелля успела встретить будущего мужа, и мечты о дипломе остались лишь мечтами.

— Учиться я так и не поехала, но зато встретила свою судьбу, — вспоминает свое прошлое женщина. — Правда, отец был против брака и на то были свои причины. Но я молодая была, своенравная — думала и поступала так, как считала нужным. В итоге сильно расстроила отца своим выбором. Поэтому мне навсегда пришлось покинуть родительский дом.

Согласно ненецким поверьям, фамилии Вэнго и Яптик считаются родственными и потому накладывают строжайший запрет на создание брачных союзов между представителями родов. Несмотря на это, строптивая девушка не побоялась нарушить многовековой завет предков и тайно, под покровом ночи, покинула отчий дом под руку с будущем мужем. Встретив свою первую любовь, Нелля словно потеряла голову. Она вышла замуж за представителя ближнего рода, невзирая на праведный гнев отца и осуждение родственников.

— Мы уехали жить в поселок, и отца я больше не видела. Позже очень жалела, что ослушалась его. Благословение родителей — это самое важное для детей, без него не сложится судьба, — с горечью в голосе говорит сеяхинка.

Несмотря на неодобрение родни, молодые жили хорошо, родили троих детей. В начале двухтысячных Нелля Нядмовна открыла свое дело – пошивочную мастерскую, назвала ее в честь матери — «Галина».

Сеяхинская швея собирала заказы на национальную одежду, обшивала свою семью, поселковых жителей и тундровиков. Владея рукодельным ремеслом в совершенстве, женщина выполняла большие заказы, не отказывалась и от мелких.

— Одежды тогда хорошей купить в магазинах было невозможно, в большинстве там был лишь китайский ширпотреб, — рассказывает швея. — Такие вещи долго не служили, пару месяцев поносишь — и на выброс. Вот я и решила заняться шитьем. Добывала сукно, лапы, шкуры выделывала сама. Из таких материалов вещи хорошие получались, добротные, для тундры — самое то. Тундровики часто оставляли заказы, а если у них не было возможности расплатиться деньгами, то и не беда — раздавала в долг или за бартер. Так и работала потихоньку.

Спустя несколько лет, глава семьи умер, и женщине пришлось одной вести небольшой бизнес, домашнее хозяйство и поднимать на ноги детей. Но трудности вдову не пугали, а препятствия на пути становились лишь очередной проверкой на прочность и стимулом к развитию.

— Через некоторое время я встретила второго мужа, — продолжает собеседница. У нас родилось еще двое детей. Муж во всем поддерживал и поддерживает до сих пор. Все делаем вместе. Советуемся. Поддерживаем друг друга. Мир в доме – забота женщины, и я стараюсь, чтоб здесь было тепло и уютно всем.

Сегодня семью Мотышевых в поселке и за его пределами знают многие. Они завсегдатаи праздничных мероприятий, смотров и конкурсов: «Ямальская строганина», «Хранительница очага», «Мы — коренные» — эта лишь малая часть того, где удалось поучаствовать самой Нелле Нядмовне и ее многочисленной семье. Активная позиция и жизнелюбие не позволяют сидеть на месте и постоянно двигают к новым вершинам.

В недавнем времени женщина открыла в Сеяхе кафе для тундрового населения под символичным названием «Кочевник». По словам предпринимательницы, в общепите ей удалось создать теплую аутентичную атмосферу и настоящий уют для коренного населения.
Оглядываясь назад на прожитые годы, женщина говорит, что по-настоящему счастлива и благодарна Всевышнему за все трудности, что послал ей на жизненном пути. Достойно пройдя их, она приобрела богатый жизненный опыт и главные для себя ценности – любимого мужа, детей и дело всей жизни.

— Я всегда старалась и стараюсь жить и работать на благо. Трудолюбию меня научил отец. Он всегда был и останется для меня настоящим примером самоотверженного труда и человеческого достоинства. У ненцев в крови любовь к своему делу — будь то оленеводство, рыболовство или рукоделие. Мы все делаем с полной самоотдачей. Поэтому я искренне благодарна судьбе, что родилась именно здесь, в суровом северном краю, на необъятных тундровых просторах. Я по-настоящему счастливая женщина. Я счастлива тем, что живу на Ямале, — с достоинством произносит северянка.

Оксана Степанова

Начинаем дартс

Общественники провели состязание на празднике «Хаерако соя’’ма» в селе Новый Порт. Помощь в организации мероприятия оказали депутат Заксобрания ЯНАО Эдуард Яунгад и первичное отделение партии «Единая Россия» в селе Новый Порт.

Не сказать ещё раз об этом ярком событии просто невозможно

Сеяхинские школьники заняли общекомандное первое место в первенстве по северному многоборью среди учащихся.

Идём за победой

С 14 по 22 апреля в Ханты-Мансийске проходят соревнования по северному многоборью. На состязания по тройному прыжку, бегу с палкой, в прыжках через нарты, метании топора на дальность и тынзяна на хорей съехались более 120 участников из 10 субъектов РФ: Красноярский край, Магаданская область, Республика Коми, Ненецкий АО, Республика Саха – Якутия, Тюменская область, ХМАО – Югра, Хабаровский край, Чукотский АО, ЯНАО.

Вовлекать молодёжь и развивать спорт

«Газпромнефть-Заполярье» поддержало ежегодный фестиваль «Спортивный полюс» в Яр-Сале Молодёжный праздник спорта и здорового образа жизни состоялся в посёлке Яр-Сале Ямальского района уже во второй раз....

Ямал помогает Курганской, Тюменской и Оренбургской областям справиться с паводком

Автономный округ оказывает помощь пострадавшим от паводка регионам. Ямальские спасатели (50 специалистов главного управления МЧС России по ЯНАО и 35 сотрудников «Ямалспаса»)