Почетная миссия просвещения

В 2020 году Сеяхинская школа-интернат отмечает 85-летний юбилей

Процесс становления старейшего образовательного учреждения района был долгим и непростым. В 1935 году школа ютилась в небольшом здании, где находились учебные классы, спальные комнаты и столовая. Время было трудное, снабжение было плохим, не хватало бумаги и ручек. Периодически возникали перебои с освещением. Отсутствовали ламповые стекла, и самим школьникам приходилось приспосабливать для этих целей стеклянные банки. Подобные трудности никого не пугали. Гораздо важнее было избежать прекращения образовательного процесса и продолжать учебу.

Первый в истории собственный деревянный корпус школы появился лишь в 1948 году. Располагалось строение на месте старой школьной котельной. В деревянном здании размещался класс для занятий, спальня, столовая, здесь же жили сами учителя. Несмотря на тяжелые условия, педагоги находили время и для занятий по обучению грамоте взрослых тундровиков. С 1943 по 1953 годы школа действовала как Красный чум: бригада разъездных учителей каслала по тундре и обучала коренное население грамоте. Занятия сеяхинские педагоги проводили прямо в чумах, где вместе с детьми письму и счету обучались и взрослые ненцы.

Вплоть до 1961 года Сеяхинская школа имела статус начальной. В 1967-ом образовательное учреждение стало считаться «восьмилеткой»: в 1972 году состоялся первый школьный выпуск в количестве 5 человек. В 1977-ом школа переквалифицировалась в среднюю. К концу 70-х общее количество обучающихся достигло 170 человек.

С 1972 по 1975 год на должности директора работал Степан Иванович Зайцев. В период с 1975 по 1980 год возглавлял образовательное учреждение Вячеслав Иосифович Лянсберг. С начала 80-х по 1984 год у руля стоял Роберт Владимирович Ли, на смену ему пришел Виктор Иванович Харламов, который руководил учебным заведением вплоть до 1991 года. В 1994 году Сеяхинскую школу-интернат возглавил Михаил Михайлович Романов.

Стоит отметить, что конец девяностых стал знаковым в истории старейшей образовательной организации. В 1998 году началось долгожданное строительство нового здания школы в капитальном исполнении. В декабре 2000 года строительство завершилось, учащиеся и педагоги начали занятия в просторных светлых кабинетах. В трехэтажном учебно-административном корпусе площадью почти в 4 тысячи квадратных метров шел образовательный процесс учащихся 5-11 классов. В учебном корпусе начальной школы площадью в 450 квадратных метров обучались школьники с нулевого по четвертый классы.

Сегодня на базе школы создан целый городок, состоящий из трехэтажного учебно-административного корпуса, учебного корпуса начальной школы, трех жилых корпусов и прачечной интерната. В корпусе начальной школы действуют 26 кабинетов, два спортзала, спортплощадка, информационно-библиотечный центр, актовый зал, кабинет психологической разгрузки, историко-краеведческий музей и видеостудия.

Хорошее техническое оснащение сегодня позволяет организовать качественный учебный процесс. В школе обучаются поселковые дети и 599 ребят из Сеяхинской тундры. Осуществляет обучение школьников высококвалифицированный коллектив из 88 педагогов. Многие учителя удостоены государственных, муниципальных и ведомственных наград, являются обладателями грантов в рамках нацпроекта «Образование».

Ежегодно ученики школы-интерната принимают участие в творческих, районных и окружных предметных олимпиадах. На базе школы организовано и дополнительное образование.

Одной из отличительных особенностей учебного процесса Сеяхинской школы-интерната является задача по адаптации тундровых ребят к учебному процессу. Дети тундры, привыкшие к проживанию в совершенно других условиях, испытывают дискомфорт, отсюда — длительный период привыкания к новой среде. Отрыв от семьи зачастую негативным образом сказывается на психологическом состоянии ребенка. И здесь на помощь приходит программа «Ингудотако» по подготовке тундровых детей к школе. Она дает положительный результат, позволяет быстро пройти социально-психологическую адаптацию к новым условиям проживания, достичь уровня психофизического развития для успешного обучения в 1 классе. Проект удалось реализовать благодаря грантовой поддержке.

Также в целях комфортного пребывания в школе-интернате ведет работу этнопедагогический чум. Программа этнокультурного воспитания «Школьный чум. Сохраним традиции, сохраним себя» на протяжении всего учебного года позволяет проводить с поселковыми и тундровыми детьми культурные и педагогические занятия в условиях, приближенных к тундровой действительности. Программа позволяет воспитанникам школы-интерната глубже познакомиться с родным краем, шире изучить особенности северной природы, истории и культуры, принимать участие в созидательной деятельности, развивать творческие способности.

За 85 лет работы образовательное учреждение прошло большой путь становления и развития, добилось значительных наград. За успехи в организации учебного процесса и весомый вклад в дело воспитания подрастающего поколения коллектив не раз удостаивался множества наград.

Отдельных почестей заслужили и члены педагогического коллектива, чей сложный, но необходимый труд много лет служит незыблемым показателем профессионализма и любви к своей работе.

Подготовила Оксана Степанова

На Ямале «солнечный» витамин будут выдавать всем малышам до трех лет

В Год детства на Ямале маленькие северяне до трех лет бесплатно получат «солнечный» витамин Д. Раньше он предназначался только для льготников на амбулаторном лечении.

В узелке – смысл

В Ямальском районе продолжают плести маскировочные сети Помощь военнослужащим в зоне СВО – это важное дело, сплотившее всех неравнодушных граждан в акцию «МыВместе». Жители полуострова...

Указом Президента

Наталия Манжула, заместитель главы Ямальского района отмечена почётным званием «Заслуженный работник местного самоуправления» Руководство государства высоко оценило её усердие и преданность делу. Соответствующий указ накануне...

Юные поисковики из Ямальского района откопали на полях сражений несколько военных трофеев

Школьники из Ямальского района продолжают поисковую экспедицию в рамках патриотической акции «Ямал — Вахта памяти». Старшеклассники из Яр-Сале и Сеяхи присоединились к поиску и захоронению пропавших без вести во время Великой Отечественной войны солдат.

Ярсалинские школьники погрузились в атмосферу технического творчества

Проект «Мобильный технопарк», в рамках которого школьникам прививают первоначальные навыки управления беспилотным летательным аппаратом, проводятся мастер-классы по сборке и программированию роботов, действует во всех поселках Ямальского района.